Россияне ощутили влияние кризиса
Большинство россиян (60%) заявили, что наша страна находится в экономическом кризисе. Треть респондентов (33%) считает, что в России существуют некоторые проблемы экономического характера. Некоторые заявили об отсутствии каких-либо проблем с экономикой нашей страны. Для большинства россиян кризис проявляется в росте цен на товары и услуги (80%), сокращении персонала (60%) и заработных плат (54%).
В рамках изучения общественного мнения в июне исследовательский холдинг «Ромир» изучил отношение респондентов* к текущей экономической ситуации в стране. Аналогичные опросы проводятся на протяжении несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику в данном вопросе.
Согласно полученным результатам, шестеро из десяти (60%) россиян считает, что Россия находится в экономическом кризисе. Этот показатель продолжает расти с 2017 года – тогда об этом заявляли 40% респондентов. Треть опрошенных (33%) считает, что в нашей стране есть некоторые проблемы экономического характера. Доля подобных ответов, напротив, снижается: в 2017 году она равнялась 46%, в 2019 – уже 38%.
Лишь 2% россиян заявили, что в России все хорошо и никаких экономических проблем нет. Это один из самых низких показателей за все время наблюдения. Чаще других об этом заявляли россияне в возрасте от 18 до 24 лет. Еще 5% затруднились с ответом на вопрос.
Гистограмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в стране? (%)
Источник данных: «Ромир», июль 2020
Второй вопрос задавался с целью выяснить, в чем лично для россиян выражается кризис. В целом, мы отмечаем рост всех проявлений кризиса по сравнению с предыдущими годами. Так, подавляющее большинство респондентов (80%) отметило рост цен на товары и услуги наряду с инфляцией. Текущее значение оказалось таким же, как и в предыдущих исследованиях.
Шестеро из десяти россиян (60%) заявили о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы, что в два раза больше, чем год назад (32%). Кроме того, 54% отметили сокращение заработных плат. Чаще других об этом заявляли респонденты 18-34 лет.
Девальвацию рубля отметили 43% респондентов, еще треть (32%) – трудности с выплатой кредитов, где отмечается сильный рост за весь период наблюдения. Реже всего россияне заявляли о напряженной международной обстановке как о проявлении кризиса (29%). Это значение немного больше значений предыдущих лет, но уступает показателю 2015 года.
Гистограмма 2. Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%) Возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%.
Источник данных: «Ромир», июль 2020
«Пандемия продолжает оказывать влияние на жизнь наших соотечественников, и вопрос о вреде вируса и/или борьбы с ним остается открытым. Неизменен лишь факт, что россияне на себе ощущают все болезненные последствия: увольнения, рост цен, угроза бедности и другие. Примечательно, что в большей степени тревога коснулась молодого поколения, которое за свою жизнь пережило не так много кризисных явлений, что и делает их более восприимчивыми к экономической нестабильности», - комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.
*В исследовании приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех типах населённых пунктов во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru
«Ромир» – крупнейший российский частный исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» располагает развитой исследовательской сетью с собственными филиалами и совместными компаниями из основных регионов России и стран СНГ. «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, а география исследований охватывает 100 государств.
Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его информационных провайдеров. Ссылка на источник в виде: «исследовательский холдинг «Ромир» и указание названия цитируемого исследования обязательны.
«Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: