Россияне пессимистично оценивают современное школьное образование

26 Августа 2020

Исследовательский холдинг «Ромир» в преддверии 1 сентября провел исследование общественного мнения на тему роли школы в образовании детей сегодня и качества образования в целом в России. Аналогичный опрос проводился в 2003 году, что позволяет отследить динамику мнений по данной теме. Полученные результаты показали существенные изменения в восприятии качества современного образования респондентами, в сравнении с тем, каким оно было ранее.

Представляем первую часть исследования аудитории по вопросам отношения к современному школьному образованию.  Итак, в ходе исследования и сравнения данных за 2020 и 2003 года выяснилось, что мнение россиян в отношении качества школьного образования стало более пессимистичным: только 6% респондентов считают, что образование, которое получают дети сегодня, лучше образования их родителей. Доля согласных с данным утверждением значительно сократилась в сравнении с 2003 годом (-33%), когда подобный ответ выбрали 39% респондентов.  Большинство россиян подтверждает существующий стереотип о том, что образование молодого поколения хуже, чем образование их родителей – так считает две трети опрошенных (68%). В сравнении с 2003 годом доля пессимистов в сфере образования увеличилась более чем в 1,5 раза (39% в 2003 году).

Кроме того, сократилось и число тех, кто уверен, что образование современных детей не отличается от образования их родителей (11% в 2020 году против 17% в 2003 году). Число затруднившихся сравнить образование современных детей и их родителей возросло с 5% в 2003 году до 15% в 2020 году.

Гистограмма 1. Как Вы считаете, дети сегодня получают лучшее или худшее образование по сравнению с тем, которое получили их родители?

Как Вы считаете, дети сегодня получают лучшее или худшее образование по сравнению с тем, которое получили их родители

Источник данных: «Ромир», август 2020, динамика в сравнении с данными 2003 года.

Ожидаемо, что более пессимистичными в оценке современного образования оказались представители зрелого и старшего поколения – 45 лет и старше. Кроме того, больше сомнений в качестве современного образования высказали жители городов с численностью населения 500 тыс. человек и менее (72% считающих, что образование сейчас хуже, против 64% среди представителей городов-миллионников).

Респонденты, имеющие более низкий доход, также чаще других склонны считать современное образование менее качественным, чем образование предыдущих поколений (75% среди аудитории с низким доходом). Участники исследования, имеющие высокий доход, чаще других выбирали полярные варианты ответов: 12% – «лучше», 13% – «такое же» или затруднились с ответом – 21%.

«Современная школа является социальным институтом, где детей не просто обучают, но и формируют личность, закладывают набор ценностей. Требования поколений к школе постоянно растут, так как родители всегда хотят для своих детей лучшего будущего и часто недовольны происходящими изменениями в сфере российского образования. Многие инициативы министерства образования ставятся под вопрос, а ситуация с удаленным обучением, вызванная пандемией, не вызывает энтузиазма у родителей и детей», – комментирует президент холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милёхин.

О более низком качестве образования также заявляли респонденты, имеющие ученые степени или два высших образования – 78% среди них назвали современное образование худшим в сравнении с образованием предыдущих поколений.

В ходе исследований в 2020 и 2003 годах респондентам также был задан вопрос об основных задачах школьного образования. Так, большинство участников опроса высказались за комплексное назначение школы: давать знания и одновременно воспитывать личность (71%). Пятая часть (22%) аудитории согласилась с тем, что школа должна давать только необходимые знания. И только 7% выбрали вариант «воспитывать личность».

Гистограмма 2. Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь - давать детям знания или воспитывать цельную личность?

Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь - давать детям знания или воспитывать цельную личность

Источник данных: «Ромир», август 2020, динамика в сравнении с данными 2003 года.

Значимых отличий в мнении разных групп респондентов (по полу, возрасту, доходу, месту проживания) в ответе на вопрос о роли современной школе не обнаружено.

В сравнении с 2003 г. не изменилась доля респондентов, согласных с тем, что школа должна давать необходимые знания (22% в 2020 году и 21% в 2003 году). Однако в отношении других ответов отмечаются некоторые различия. Доля тех, кто согласен с утверждением только о нравственной роли школы («воспитывать личность») снизилась на 6% (7% в 2020 году против 13% в 2003 году) и фактически присоединились к числу считающих, что школа одновременно должна давать знания и воспитывать личность (рост на 5%).

*В исследовании приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех типах населённых пунктов во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России..

 

За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru

 

«Ромир» – крупнейший российский частный исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» располагает развитой исследовательской сетью с собственными филиалами и совместными компаниями из основных регионов России и стран СНГ. «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, а география исследований охватывает 100 государств.

Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его информационных провайдеров. Ссылка на источник в виде: «исследовательский холдинг «Ромир» и указание названия цитируемого исследования обязательны.

«Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: