Россияне в феврале сохранили «свободные деньги»
В феврале 2021 года объем «свободных денег» в российских семьях вырос на 3% по сравнению с предыдущим месяцем. В январе 2021 рост индекса показал рекордные 82%.
«Ромир» разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).
Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в феврале 2021 года объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве вырос на 31% по сравнению с февралем 2020 года. Показатель января 2019 года принят за исходную точку для расчета индекса.
«Количество денег, которые покупатели сохранили в феврале после трат на товары регулярного потребления, осталось на высоком уровне, достигнутом в январе. Годовая динамика также демонстрирует положительные значения. Подобное поведение покупателей может быть связано с расширением потребительского кредитования: россияне оставляют часть средств на выплаты по кредитам», - комментирует результаты исследования исполнительный директор «Ромир» и Mile Group Инна Караева.
Источник данных: «Ромир», март 2021
100% = январь 2019 года
Методика
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т. п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.
Индекс «свободных денег» рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов «Ромир» и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
- заработная плата с различными начислениями и доплатами;
- пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом;
- другие виды доходов.
Для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
- продукты питания;
- непродовольственные товары повседневного спроса;
- жилищно-коммунальные услуги;
- бытовые услуги;
- медицинские услуги;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи;
- обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07
E-mail: pressa@romir.ru
«Ромир» специализируется на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях с 1987 г. Входит в Mile Group.
Ссылка на «Ромир» и указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его провайдеров. «Ромир» не несет ответственности действия, предпринятые на основании данной публикации.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: