Рынок сладких газированных напитков: итоги 3 квартала 2023 года
Согласно Единой панели данных Ромир, рынок сладкой газировки в текущем году практически восстановился после ухода мировых брендов с российского рынка в 2022 году. Более того прошлогодние изменения на рынке дали толчок для развития локальных брендов и вкусов.
Если сравнивать результаты 3 квартала текущего года с аналогичным периодом двухлетней давности, то наблюдается рост аудитории на 3% – с 65,2% до 68,2%. Относительно 3 квартала прошлого года пенетрация увеличилась на 1,7%. Даже рост за год можно считать значимым, хотя 2022 год оказался кризисным для категории.
Вместе с аудиторией возросла частота покупок категории, что в совокупности может говорить о восстановлении рынка. Так, в 3 квартале 2023 года потребители стали покупать сладкие газированные напитки чаще, чем в 2022 году, но все еще не так часто, как в 2021 году. За год частота покупки выросла почти на 20%, компенсировав кризисный спад, но пока еще на 5,6% отставая от показателей двухлетней давности.
Средний чек на покупку сладкой газировки в 3 квартале текущего года составил 92 рубля, что на 4% меньше, чем годом ранее, но на 18% больше, чем в 2021 году.
Отдельно стоит остановиться на каналах продажи напитков. E-com, хотя и является небольшим каналом для категории, но за два года он показал значимую положительную динамику развития. Так, по сравнению с 3 кварталом 2021 года в 3 квартале 2023 года количество покупателей сладкой газированной воды увеличилось с 3,9% до 10,2%. Выросли и другие показатели: частота покупки увеличилась на 22,0%; средний чек вырос на 22,6%.
Скорее положительно развиваются продажи сладких газированных напитков в таких каналах, как хард дискаунтеры и алкосторы. По сравнению с 3 кварталом прошлого года в аналогичном периоде года текущего в алкосторах ощутимо выросла частота покупки газировки (+61,3%). В этом канале за два года средний чек в категории прибавил 32,2%.
Гипермаркеты, напротив, в целом показывают негативную динамику по категории. Хотя частота покупки в текущем году по сравнению с 2021-м почти восстановилась, аудитория покупающих сладкие газированные напитки в канале снизилась с 27,0% в 3 квартала 2021 года до 19,4% в 2023 году. Аналогично уменьшился купленный объем на одного покупателя – с 7,5 л за квартал до 6,4 л за квартал.
«Категория сладкой газировки является одним из самых динамичных и конкурентных сегментов рынка напитков. В последнее время мы наблюдаем значительные изменения в предпочтениях потребителей и расширение ассортимента за счет появления новых локальных брендов. Это создает уникальные вызовы для производителей, которые стремятся удержать свою долю рынка и привлечь новых покупателей.
Согласно последним исследованиям, более трети покупателей готовы заменить отсутствующий на полке бренд другой маркой с аналогичным вкусом. Это подчеркивает важность разнообразия вкусов в портфеле каждого бренда и необходимость для производителей быть гибкими и реагировать на изменения в потребительских предпочтениях.
Наша Потребительская Панель предоставляет уникальные данные, которые позволяют анализировать покупательское поведение в этой категории. Учитывая спонтанный характер покупок в этом сегменте, только постоянный мониторинг в том числе внедомашнего потребления может дать полное представление о текущих трендах и предпочтениях потребителей», – комментирует ситуацию на рынке директор по работе с клиентами Ромир Маргарита Абрамкина.
* Единая панель данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel) основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели. Выборка репрезентативна взрослому городскому населению городов 10 тыс.+
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: