logo

СМИ

Лента

common.icons.down

Россияне рассказали, на чём и как они экономят



Анализ покупательского поведения в вопросе приобретения дешевых и дорогих марок продуктов питания показал, что по сравнению с прошлым годом сокращается доля семей, покупавших товары в высокой (-3%) и среднеценовой (-7%) категориях. При этом две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, ощутимо увеличили за год свои расходы на них – на 38%. Потеряли часть своей аудитории такие товары из категории дорогих как чай, кофе, растительное масло, конфеты, колбаса и охлажденное мясо, крупы и макароны. Тогда как за год увеличилась аудитория, покупающая дешевые крупы и картошку.  Перераспределение расходов из дорогих категорий на более дешевые в итоге к реальной экономии, увы, не приводит. За год расходы среднестатистической семьи на товары повседневного спроса выросли на 12%, что значительно опережает инфляцию.


Самой распространенной стратегией экономии на сегодняшний день является оптимизация расходов на товары повседневного спроса. Каждый третий российский покупатель (34%) сегодня заявляет, что предпочитает покупать более дешевые марки товаров. Еще пять лет назад такой стратегии придерживался только каждый четвертый покупатель (23%). И по прогнозам аналитиков Ромир группа Оптимизаторов в ближайшие пять лет останется достаточно стабильной, сохранившись в пределах 30% от всех отечественных потребителей. 


Насколько эффективен переход на более дешевые марки в целях экономии? На основе данных, получаемых от Romir Consumer Scan Panel*, было проанализировано потребительское поведение в вопросе покупки дешевых и дорогих марок товаров из случайно выбранных продуктовых категорий, среди которых:





  • Вода ароматизированная

  • Вода бутилированная

  • Сок

  • Пиво

  • Чай

  • Кофе

  • Крупа гречневая

  • Крупа манная

  • Рис

  • Макаронные изделия

  • Масло растительное

  • Масложировые продукты

  • Молоко

  • Кисломолочные продукты

  • Мясо и п/ф охлаждённые

  • Птица и п/ф охлаждённые

  • Рыба замороженная

  • Замороженные полуфабрикаты

  • Колбасные изделия

  • Конфеты

  • Шоколадная плитка

  • Хлеб, хлебобулочные изделия

  • Виноград

  • Яблоки

  • Картофель

  • Томаты свежие



Сравнение стиля покупок проводились за период  октябрь 2015 к октябрю 2016, что немаловажно, поскольку именно октябрь является самым «чистым» месяцем для анализа, т.к. в тот период на покупателя не воздействуют сезонные и праздничные факторы.


Дорогие и дешевые товары при анализе были выделены по принципу отклонения на одну треть стоимости конкретной покупки от средней цены такого товара на рынке в ту или иную сторону. То есть если, скажем, различные яблоки в среднем стоят 80 рублей, то товар  за  100 рублей  и выше будет дорогим, а меньше 60 рублей – дешевым.


Итак, анализ покупок дешевых и дорогих товаров показал, что по сравнению с октябрем прошлого года в октябре текущего сократилась доля семей, которые покупали товары дорогой и средней ценой категории – на 3% и 7% соответственно (см. Диаграмму 1). Доля семей, покупавших дешевые товары в обоих периодах, почти не изменилась, снизившись всего на 1%.   Это говорит о том, что россияне в первую очередь отказываются от более дорогих товаров.


Диаграмма 1. Пенетрация по товарам разной стоимости.


Пенетрация по товарам разной стоимости


Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2015 и октябрь  2016


При этом две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, ощутимо увеличили за год свои расходы на них – в среднем на 38% (см. Диаграмму 2).  Этот подход как раз демонстрирует стратегию оптимизации. Покупатели находят более доступную по цене альтернативу привычным товарам, тем более, что ассортимент позволяет. Однако увеличение объемов покупки дешевых товаров приводит и к общему увеличению расходов.


Диаграмма 2. Траты домохозяйств на дорогие и дешевые товары FMCG.


Траты домохозяйств на дорогие и дешевые товары FMCG


Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2015 и октябрь  2016


Многие семьи продолжают покупать те же самые продукты, но по меньшей цене (см. Диаграмму 3). Например, недорогую гречневую крупу в 2016 году приобретают 62% семей, а годом ранее - 59%. Зато дорогую гречку теперь покупает менее 1% россиян, тогда как в 2015 году таких было 7%.


Аналогичная тенденция прослеживается в выборе риса и манки. Если в прошлом году дорогой рис покупали 10% семей, то теперь – опять же менее 1%. А по приобретению дешевого риса наблюдается прирост аудитории – с 77% в прошлом году до 81% текущем. За год на 5% больше домохозяйств начали покупать более дешевую манную крупу. Бакалейным товарам вторит и картошка. За год доля семей, которые предпочитают покупать дешевые сорта корнеплода, увеличилась с 79% до 81%.


Однако даже среди дешевых товаров не по всем категориям наблюдается прирост аудитории. Например, за год сократилось число семей, покупающих дешевый чай (-3%), кофе (-8%), растительное мало (-11%) и масложировая продукция в целом (-5%). 


Диаграмма 3. Динамика пенетрации дешевых товаров.


 Динамика пенетрации дешевых товаров


Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2015 и октябрь 2016


Диаграмма 4. Динамика пенетрации дорогих товаров.


Динамика пенетрации дорогих товаров


Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2015 и октябрь 2016


Для дорогих товаров сокращение аудитории оказалось за год еще более существенным (см. Диаграмму 4). На треть сократилось число покупателей дорого растительного масла – с 30% до 20%. Вдвое меньше россиян теперь покупают дорогие макароны – сокращение с 18% до 10%. Впятеро сократилась доля семей, которые покупают дорогие конфеты – с 26% до 5%.


В текущем году по сравнению с 2015 произошло снижение доли семей, приобретающих дорогую  охлажденную птицу и полуфабрикаты из нее - с 8% до 3%. Однако прироста аудитории у дешевой птицы за год не произошло. А вот по охлажденному мясу и мясным полуфабрикатам есть ощущение, что аудитория, ушедшая из дорогой категории (снижение с 2,3% до 1,5%), перешла в дешевую (рост с 73,7% до 74,3%).


В качестве заключения проведенного анализа можно отметить, что  подобная оптимизация расходов в итоге приводит к мнимой экономии. Отказываясь от товаров в высокой и средней ценовой категории, россияне начинают покупать больше дешевых товаров, тратя на них больше, чем сократили на дорогих. В итоге расходы растут со значительным опережением инфляции. Так, за год рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей.


 


* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.