Повседневные расходы россиян немного снизились

20 Мая 2011

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в апреле 2011-го года выросли на 17% по сравнению с апрелем 2010-го года, но сократились на 5% по сравнению с мартом 2011-го.

По данным холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в апреле 2011 года снизились на 5% по сравнению с мартом этого года. Подобное наблюдалось и в предыдущие 4 года. Во-первых, апрель короче марта (на 3%). А во-вторых, с началом теплого сезона повседневная потребительская активность, как правило, немного снижается, уступая крупным покупкам и расходам, связанным с летним отдыхом и дачным сезоном.

По сравнению же с апрелем 2010-го повседневные расходы в апреле 2011-го выросли на 17% (как и в феврале-марте). В целом, за первые четыре месяца 2011 года уровень повседневных потребительских расходов оказался на 16,2% выше, чем в прошлом году. С поправкой на инфляцию в 11-12% годовых можно говорить о реальном росте повседневного потребления на 3.5-4,5%. Таким образом, тренд на восстановление потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса, зафиксированный измерениями Ромир к концу прошлого года, сохраняется уже полгода.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса.

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

Снижение повседневных расходов в апреле по сравнению с мартом было весьма равномерным по всем доходным группам. И малообеспеченные, и обладатели средних доходов, и те, у кого доходы выше среднего уровня, снизили свои траты на 4,5-6%. Это еще раз свидетельствует в пользу тезиса о сезонном, а не экономическом характере имевшего место сокращения расходов. Тоже самое относится к типам населенных пунктов. В Москве и городах с населением менее миллиона жителей повседневные расходы сократились на 3-3,5%, в городах с населением более миллиона жителей – на 6.5-7%.

Размер среднего чека в апреле 2011 года снизился на 2,7% по сравнению с мартом 2011 года и вернулся к показателям января-февраля. По сравнению с апрелем 2010 года он вырос всего на 3,4%. Таким образом, начиная с января 2010 года, размер среднего чека не меняется значимым образом. В Москве и городах – миллионниках размер среднего чека в апреле снизился по сравнению с мартом на 3-4%, а в городах с населением 500-700 тысяч жителей он вырос на 1%. Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит нам о том, что тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008-го года, сохраняется и сегодня. В отношении повседневных покупок россияне довольно рациональны и экономичны.

Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в апреле 2011 года составила 66%. Тогда как в предыдущие шесть месяцев она, оставалась на уровне 72-74%. Данный тренд можно связать с началом подготовки к дачному сезону, особенно активно проявившемуся именно в апреле этого года.

*Ромир – индекс покупательской активности– инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: