Сколько тратит среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

13 Июня 2018

По итогам мая показатель среднего чека остановился на уровне 521 рубль. 

Второй месяц подряд средний чек снижается. По итогам мая показатель остановился на уровне 521 рубль, потеряв по сравнению с апрелем 9 рублей или 1,7%. С учетом майской инфляции в 0,4%, средний чек сократился более чем на 2%. В годовом выражении индекс поднялся на 1,8%, что, однако, уступает накопленной за то же время инфляции в 2,4%. ​В целом можно говорить о том, что в мае тренд рационального потребления продолжился, россияне по-прежнему стремятся экономить на ежедневных покупках. Средний чек похудел во всех категориях городов и особенно в обеих столицах. В различных типах торговых каналов наибольшие потери понес чек в крупных форматах - в гипер- и супермаркетах.

Индекс Среднего чека рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Второй месяц подряд средний чек снижается. По итогам мая показатель остановился на уровне 521 рубль, потеряв по сравнению с апрелем 9 рублей или 1,7%. С учетом майской инфляции в 0,4%, средний чек сократился более чем на 2%. В годовом выражении индекс поднялся на 1,8%, что, однако, уступает накопленной за тоже время инфляции в 2,4%.  (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Средний чек

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – май 2018           

Лидером по снижению майского чека оказался Центральный округ, где он потерял сразу 6,1% к апрельскому значению.  Достаточно ощутимо снизился чек на Урале – на 3,6%. Более скромные потери чек понес на северо-западе (-1,6%) страны и Дальнем Востоке (-1,5%). И совсем небольшим уроном по сравнению с апрелем отделался средний чек в Поволжье -0,5%. Рост же среднего чека был зафиксирован только в двух округах – на юге страны (+2,1%) и в Сибири (+1,4%) (см. Карту 1).

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека

Источник: Romir Scan Panel, май 2018

Столь серьезному снижению среднего чека в Центральном округе способствовала Москва, где за месяц чек сократился на 4,7%, остановившись на отметке в 690 рублей. Правда, по сравнению с маем прошлого года столичный показатель немного вырос - на 1,9%. А вот снижение среднего чека в Питере на -4,3% за месяц оказало не столь сильное влияние на динамику чека во всем регионе. За год средний чек в северной столице тоже значительно похудел, потеряв сразу -5,9%.   

В остальных миллионниках жители экономили не с таким усердием, как в столицах. Средний чек в этих городах уменьшился всего на -1% по сравнению с апрелем. Отметим, что годовая динамика и здесь отрицательная - сокращение чека составило -2%.

Население городов меньших размеров также решило в мае поумерить свои покупательские аппетиты. В стотысячниках средний чек за месяц упал на -1,5%, а в «-пятисоттысячниках - на 2,4%. А вот показатели за год дали понять, что жители малых и средних городов сильно не экономили. В «стотысячниках» чек прибавил за год 3,9%, в полумиллионниках -  3,8%.

Второй месяц снижается средний чек в крупноформатных магазинах. В мае падение оказалось примерно одинаковым как в гипермаркетах (-5,4%), так и супермаркетах (-5,3%). Дискаунтеры потеряли в размере среднего чека гораздо меньше – 1,4%. В магазинах традиционной торговли средний чек прибавил скромные 0,4%. Однако, тренд на восстановление размеров чека в этом канале продолжает развиваться после ощутимого провала предыдущих двух лет.

Более явно эта тенденция просматривается в годовой динамике. Так, за год в магазинах, торгующих через прилавок, чек прибавил 11,6%. А вот в остальных каналах  было зафиксировано снижение относительно мая прошлого года. В аутсайдерах здесь оказались дискаунтеры с падением среднего чека на -8,5%.  Снижение чека в гипермаркетах составило -5,9%. Супермаркеты, пусть и немного, но тоже ушли в минус – на -0,3%.

           

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба

Тел.: +7 (495) 988 60 81

Моб.: +7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: