Сокращение роста цен на товары и бензин привели к замедлению роста Дефлятора Ромир

18 Марта 2020

В феврале 2020 вектор Дефлятора совпал с официальным показателем инфляции Росстата: индекс показал рост в 0,20%, а инфляция – рост в 0,33%. Годовые значения этих показателей, т.е. накопленные с января по декабрь, равняются 1,2% и 0,7% соответственно. Замедление роста Дефлятора связано с падением роста цен на товары и бензин.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – Дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в феврале продолжил положительную тенденцию трех прошлых месяцев и по расчётам Росстата получил значение в 0,33%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, Дефлятор в январе повел себя идентично вектору инфляции и вырос на 0,20% (см. График 1) по сравнению с январем.

График 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2019 – февраль 2020.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2019 – февраль 2020.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат   

Годовые значения Дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по декабрь, составили 1,2% и 0,7% соответственно (см. График 2). Такая разница обусловлена, в первую очередь, высоким значением индекса дефлятора в январе. В прошлом году в феврале цены росли быстрее (дефлятор – 0,52%, инфляция – 0,44%), но это был нисходящий эффект от роста НДС, поэтому говорить о структурной разнице по сравнению с прошлым годом нельзя.

График 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом февраля 2020 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом февраля 2020 г.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Замедление индекса дефлятора связано в первую очередь с замедлением роста цен на товары: 0,47% прирост против 2,67% прироста в январе (см. График 3). Кроме того, существенно по сравнению с январем замедлился рост цен на бензин: 0,07% по сравнению с 0,45% в январе.

График 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2019 – февраль 2020.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2019 – февраль 2020.

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Методология

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете Дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета Дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.

Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13

pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: