Сокращение среднего чека в сентябре
По сравнению с августом средний чек в сентябре отметился падением, потеряв 21 рубль (3,6%). Таким образом, он оказался равен 564 рублям. За год средний чек вырос на 5 рублей или 0,9%. Средний FMCG-чек также продемонстрировал снижение (20 рублей или 3,5%). За год же он вырос на 24 рубля или 4,4%.
В рамках исследования потребительского поведения исследовательский холдинг «Ромир» изучил покупки россиян и рассчитал индекс среднего значения стоимости общих покупок и покупок FMCG товаров российских потребителей.
В сентябре общий средний чек продолжил негативную динамику последних четырёх месяцев и резко снизился. За месяц его размер сократился на 21 рубль (3,6%), достигнув уровня в 564 рубля (см. График 1). За год размер среднего чека, напротив, вырос: по сравнению с сентябрем 2019 года чек прибавил 5 рублей или 0,9%. Снижение среднего чека против прошлого месяца вызвана сезонным фактором (в августе на средний чек существенно влияют подготовка к школе и отпуска). Против прошлого года средний чек показывает небольшой рост, значительно меньший инфляции.
График 1. Динамика среднего чека (руб.)
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2020
Средний FMCG-чек, в свою очередь, также сократился за месяц (20 рублей или 3,5%). Годовая динамика оказалась схожа с динамикой общего чека (+4,4% или 24 рубля), но рост против прошлого сентября оказался выше - сказался рост цен на FMCG товары (см. График 2).
График 2. Динамика FMCG-чека (руб.)
Источник данных: Romir Scan Panel, октябрь 2020
Федеральные округа разделились на две группы по динамике среднего FMCG-чека за год: в Центральном, Северо-Западном и Сибирском ФО наблюдается падение против прошлого сентября (-0,2%, -0,7% и -2,6% соответственно). Обратная ситуация наблюдается в Приволжском, Дальневосточном, Южном и Северокавказском ФО, которые отметились ростом на 3,0%, 16,4% и 1,0% соответственно. Приволжский ФО за месяц не изменился. Против прошлого месяца падение наблюдается во всех федеральных округах, за исключением ДВФО (+9,7%).
Карта 1. Величина среднего FMCG-чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2020
В более крупных населенных пунктах (города-миллионники) годовой рост чека становится более явным (6,2%). В городах от 500 тысяч до 1 млн жителей мы фиксируем рост FMCG-чека по сравнению с прошлым годом (4,3%), а месячная динамика оказалась нулевой. Небольшие города практически не растут по сравнению с прошлым сентябрем (+0,8%), а в разрезе месяца потеряли 4,7%.
Несмотря на стабильность среднего FMCG-чека в ЦФО, в Москве чек значимо растет по отношению к прошлому году (3,5%). Санкт-Петербург же отметился меньшим ростом в разрезе года (1,2%). По сравнению с августом средний чек в обоих городах сократился (-3,1% и 6,7% соответственно).
Среди каналов современной торговли лидеры годового роста – Супермаркеты (11,3%) и Дискаунтеры (10,0%). Годовые темпы роста среднего чека снижаются во всех каналах, начиная с пика, который был достигнут во время пандемии. И, что вероятнее всего, продолжат снижаться дальше.
Методика
Индекс среднего чека демонстрирует динамику среднего значения стоимости покупок российских потребителей в абсолютном (денежном) и процентном выражении. Индекс рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel и описывает размер единовременных трат россиян (без крупных покупок свыше 15 тыс. рублей), проживающих в городах с численностью населения 100 000 жителей и более. Средний чек FMCG рассчитывается на основе корзины товаров народного потребления
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru
«Ромир» – крупнейший российский независимый исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Работает с 1987 г., входит в Mile Group.
Ссылка на источник в виде: «Ромир» и указание названия цитируемого исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его информационных провайдеров.
«Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: