Средний чек в марте не изменился
По итогам марта размер среднего чека почти не изменился относительно февральского значения. Он прибавил всего один рубль или 0,2%, поднявшись до отметки в 574 руб. Годовой рост среднего чека также оказался несущественным и составил всего 1,2%, что изрядно не дотягивает до накопленной за год инфляции. Стабильность среднего чека при растущих общих повседневных расходах, скорее всего, говорит о стремлении россиян к экономии на фоне повышающихся цен. Наши потребители опять обратились к стратегии интенсивного шопинга, когда они посещают большее число торговых точек в поисках лучших предложений.
Индекс Среднего чека рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 40 000 покупателей в 220 городах с населением свыше 10 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В минувшем месяце значение среднего чека осталось почти неизменным относительно февральского показателя (см. Гистограмму 1). Так, по итогам первого весеннего месяца средний чек получил значение в 574 руб., что всего на рубль или 0,2% больше, чем месяцем ранее. То есть рост величины среднего чека не дотянул даже до размера официальной инфляции в 0,3%. За год же средний чек прибавил скоромные 7 рублей или 1,2%, что также не сопоставимо с накопленной за период инфляцией в 5,3%.
Гистограмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2015 – март 2019
«Средний чек в марте сохранил февральское значение, по всей видимости, в результате желания россиян сэкономить в ответ на продолжающийся с начала года рост цен, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – Наши потребители выбрали часто применяемую стратегию экономии. С учетом выросших общих расходов в марте стабильность среднего чека говорит о том, что покупатели посещали большее число магазинов в поисках лучших ценовых или продуктовых предложений. В итоге каждый раз на кассе они оставляли примерно ту же сумму, что и месяцем ранее. Однако увеличение объема покупок привело к общему росту расходов . То есть экономия оказалась в какой-то степени мнимая».
Если в среднем по стране средний чек почти не изменился относительно февральского значения, то в разных округах он показал в марте достаточно интенсивную динамику, причем как в сторону плюса, так и минуса (см. Карту 1). Так, почти не изменился за месяц средний чек только в центре страны (-0,5%) и в Сибири (-0,6%). В Приволжском же округе (+1,4%), на Урале (+1,6%) и на юге России (+2,4%) средний чек прибавил с уверенным опережением инфляции. А вот на северо-западе (-4,4%) и на Дальнем Востоке (-5,3%) средний чек в марте изрядно похудел.
Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, март 2019
В обеих столицах средний чек в первом весеннем месяце показал отрицательную динамику. Так, в Москве он снизился на 0,5% - с 761 руб. в феврале до 757 руб. в марте. В Питере сокращение среднего чека за месяц оказалось более ощутимым и составило -2,4% - с 736 руб. до 718 руб. Годовая динамика чеков в обеих столицах оказалась еще более заметно отрицательной. В Москве по сравнению с мартом прошлого года чек потерял -2,9%, а на берегах Невы он похудел за год на -5,3%.
В остальных городах-миллионниках средний чек в марте прибавил 0,8%. Такой же оказалась и годовая динамика в этом типе городов. В полумиллионниках за месяц средний чек не изменился, а за год похудел на -1,7%. В стотысячниках средний чек за месяц прибавил 2,6%, а по сравнению с мартом прошлого года его рост составил 3,4%.
В течение марта средний чек рос почти во всех типах торговых каналов, кроме дискаунтеров, где он потерял -1,6% относительно февральского значения. В гипермаркетах же чек в марте вырос на 2,1%, в супермаркетах – на 1,5%, в магазинах традиционной торговли – на 4,5%. А вот относительно марта прошлого года положительную динамику чек показала только в супермаркетах (+2,5%) и в магазинах, торгующих через прилавок (+1,2%). В гипермаркетах в прошлогоднем марте средний чек был выше на 1,5%, а в дискаунтерах – на 0,8%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 07,
Моб.: +7 (926) 519 66 13,
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: