«Свободных денег» все больше

2019-07-22

За месяц и за год в бюджете россиян «свободных денег» прибавилось сразу более чем на 11%. Так, по итогам первого летнего месяца в среднем в разряде свободных оказались порядка 33,1 тыс. руб. И это самый высокий показатель за все время наблюдений за исключением декабря 2018 года. Среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом первых шести месяцев года вышло на отметку в 27,2 тыс. руб., что значительно превосходит показатели всех предыдущих лет.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в июне в среднестатистическом российском домохозяйстве после покупки всех необходимых товаров повседневного спроса и оплаты услуг оставалось порядка 33,1 тыс. руб. «свободных денег» (см. Гистограмму 1). И это самый высокий показатель за все время наблюдений за исключением декабря 2018 года. За месяц объем свободных средств увеличился на 11,4%, а годовой рост составил 11,1%.

Гистограмма 1. «Свободные деньги» домохозяйств в 2015-2019 гг. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *За период май-июнь 2019 года использованы собственные расчеты Ромир.

«Свободные деньги» домохозяйств в 2015-2019 гг.

Источник: Romir Scan Panel

Таким образом, среднегодовое значение Индекса «свободных денег» с учетом результатов первого полугодия достигло отметки в 27,2 тыс. руб., что уверенно превосходит показатели всех предыдущих лет (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Значение «свободных денег» за 2019 год рассчитано на основе данных за январь-июнь 2019 года.

«Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб.

Источник: Romir Scan Panel

«Рост объема свободных денег традиционен для июня и наблюдается каждый год на протяжении всего периода наблюдений, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Это, прежде всего, связано с началом сезона отпусков, а, значит, с получением дополнительных выплат, так называемых отпускных. И даже небольшой рост повседневных расходов в минувшем июне не смог эти отпускные прибавки нивелировать».

В июне прирост объемов «свободных денег» оказался существенным во всех типах городов (см. Гистограмму 3). Но лучшие результаты были зафиксированы в миллионниках – у жителей мегаполисов в начале лета в ранге «свободных» оставалось порядка 42 тыс. руб., что на 12% больше, чем месяцем ранее. В полумиллионниках месячный прирост «свободных денег» составил 11,7% - до 34,5 тыс. руб. А в стотысячниках среднее значение ИСД достигло отметки в 23,8 тыс. руб., что дает положительную динамику относительно предыдущего месяца в размере 10,2%.

Гистограмма 3. «Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб. *За период май-июнь 2019 года использованы собственные расчеты Ромир.

«Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб.

Источник: Romir Scan Panel

Вместе с номинальным ростом «свободных денег» растет и их покупательская способность, что видно, если ее пересчитать через возможность покупки на все эти деньги лапши быстрого приготовления «Доширак» (90 гр.). Так, в текущем году на все «свободные деньги» можно приобрести 794 пачки «Доширак» (см. Гистограмму 4). По результатам прошлого года был получен близкий показатель в 727 упаковок. В предыдущие три года покупательская способность «свободных денег» в лапше «Доширак» колебалась в диапазоне пяти сотен. В течение же трех предыдущих лет, 2012-2014, на все «свободные деньги» можно было купить более шестисот упаковок лапши, а в 2009-2011 годах - только 440-490.

Гистограмма 4. Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену упаковки лапши быстрого приготовления «Доширак» (90 гр.). *Рассчитано на основе данных за 2019 год.

Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену упаковки лапши быстрого приготовления «Доширак» (90 гр.)

Источник: Romir Scan Panel

 

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяются на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 07
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru