Повседневные расходы россиян показали традиционный декабрьский рост

17 Января 2011

Известно, что декабрь месяц во многих странах, и в России – особенно, является «ударным» с точки зрения роста доходов и расходов потребителей. Завершение года, закрытие контрактов, сдача объектов, начисление премиальных, подготовка к праздничной неделе стимулирует рост расходов и потребления. Не стал исключением и декабрь 2010-го года.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2010-го года оказались на 18% выше, чем в декабре 2009-го года. К ноябрю 2010-го рост расходов составил 21%. В прошлом году аналогичный рост был куда скромнее – 15%. А вот в 2008-м – такой же – плюс 21% к ноябрю. А по сравнению с январем 2008-го года повседневные расходы россиян выросли в 2,5 раза (График 1).

График 1 . Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
100% = январь 2008 года.

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

Существенный вклад в рост номинальных расходов внесла инфляция, которая составила от 9% (декабрь 10-го к декабрю 09-го) по официальным до 12-15% по альтернативным оценкам. Но, даже с учетом инфляции, возможно, говорить о росте реальных расходов потребителей на повседневные покупки в декабре на 3-8%. Напомним, что в течение осени 2010-го года рост реальных потребительских расходов (с учетом инфляции) оценивался всего в 1-3%, а на протяжении почти всего лета наблюдалось их сокращение в диапазоне от 5 до 10%.
В пользу тезиса о восстановлении потребительской уверенности говорит и тот факт, что основной вклад (76%) в увеличение расходов в декабре внес такой фактор как увеличение размера среднего чека. В то время как вклад фактора – увеличение частоты посещения торговых точек и количества мест совершения покупок оказался незначительным. Летом мы имели прямо обратную ситуацию. Размер среднего чека в декабре 2010-го вырос по сравнению с ноябрем того же года на 16%, по сравнению с минимальным значением, зафиксированным в июле 2010-го – почти на 40%, а по сравнению с январем 2008-го года – более чем в два раза (График 2)

График 2. Динамика среднего чека.


Динамика среднего чека
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”


Самые высокие показатели декабрьского роста как обычно были зафиксированы в Москве, + 26% к ноябрю. В городах «миллионниках» рост составил 16-22%, в «полумиллионниках» - 16-20%. Впрочем, надо отметить, что в течение всего года картина роста/снижения потребительской активности была достаточно синхронной по городам различного типа.
То же самое касается и динамики расходов различных доходных групп – общая синхронность роста/снижения в течение года с незначительными расхождениями по отдельным месяцам. Так в декабре 2010-го расходы группы «средняя + » возросли на 24% к ноябрю, в то время как расходы группы «средняя – » - только на 14%. А у средней доходной группы – как раз на 21%.
Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в декабре 2010-го как и в предыдущие три месяца оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.

*Ромир – индекс покупательской активности– инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)
 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: