Индекс "Кофе с молоком" продемонстрировал небольшое снижение в июне

24 Июля 2012

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в июне 2012 года снизился по сравнению с маем на 2,7% и составил 650 пунктов. По сравнению с июнем 2011-го года рост индекса составил всего 3,8%. А по сравнению с жарким июнем 2010-го он вырос на 23%. Динамика индекса КсМ в январе-июне текущего года подтверждает тенденцию к существенному снижению темпов инфляции на продовольственном рынке.

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В июне, традиционно, индекс «Кофе с Молоком» достигает своего сезонного минимума. В 2010 году показатели июня снизились к майским сразу на 8,5%. Но тогда основным объясняющим фактором была экстремальная жара. В прошлом году июньское снижение к маю составило чуть более 1%. Однако в мае этого года мы уже наблюдали сильное снижение индекса по отношению к апрелю. В результате июнь оказался «ниже» апреля на 10%. Такое же снижение было в 2010 году. А вот июнь 2011 оказался ниже апреля того же года всего на 6,5%.

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – июнь 2012.

Динамика индекса Кофе с молоком

Данные: Ромир, Romir Scan Panel

В Москве индекс «КсМ» снизился в июне на 5,5% по сравнению с маем и на 14,5% по сравнению с апрелем. В других крупных городах – на 1% к маю и на 7% к апрелю. Снижение индекса в Москве второй месяц подряд обусловлено в первую очередь сокращением натуральных объемов потребления молока и бутилированной воды. Снижение средних реальных цен приобретения кофе в Москве было полностью компенсировано повышением цены на воду и шоколад.

Если в мае доли супермаркетов и гипермаркетов в реализации продуктов, входящих в индекс снижались, а дискаунтеров росли, то в июне мы наблюдали обратную картину. Снижались доли дискаунтеров и магазинов, торгующих через прилавок, а доля супермаркетов и гипермаркетов – росли. Это говорит о том, что супермаркеты включились в «скидочную» гонку с дискаунтерами, либо нашли иные подходы к своим покупателям.

В июне семьи с низкими доходами снизили потребление всех продуктов, входящих в индекс «КсМ». Семьи со средними доходами сократили потребление молока и шоколада. А вот в семьях с высокими доходами сильно сократилось потребление кофе, зато выросло потребление бутилированной воды. Все же – лето.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: