Россияне стали пить меньше воды и покупать более дешёвый кофе

18 Сентября 2012

Индекс «Кофе-с-Молоком» (КсМ) в августе 2012 года снизился по сравнению с июлем почти на 5% и составил 643 пункта. По сравнению с августом 2011 года рост индекса составил только 2,5%. А по сравнению с экстремально жарким августом 2010 целых 17%. Динамика индекса КсМ в январе-августе 2012 года подтверждает тенденцию к существенному снижению темпов инфляции на продовольственном рынке. По другой версии, если помнить о том, что КсМ – это индекс простых удовольствий, то можно предположить, что снижая потребление маленьких гастрономических радостей, россияне затаились перед кризисом. Посмотрим, подтвердится ли эта тенденция в сентябре, когда по логике как минимум кофе и шоколад должны вернуть себе традиционные объемы продаж. 

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей. 

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. 

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. 

Снижение индекса КсМ в августе связано в первую очередь со снижением потребления бутилированной воды на 16% по сравнению с июлем. «Благодарить» за это следует необычно прохладную погоду, установившуюся на европейской части страны со второй недели и до конца августа. Также заметный вклад в снижение индекса внесло снижение средней реальной цены приобретения кофе на 4% по сравнению с июлем. 

Распределение продаж продуктов, входящих в индекс, по основным каналам распространения в августе не претерпело существенных изменений кроме значимого (с 5% до 9%) роста доли продаж кофе в магазинах, торгующих через прилавок. Чем, возможно, и объясняется снижение средней цены приобретенного в августе кофе. 

В Москве индекс КсМ снизился ровно на 10% и составил 738 пунктов. В Москве так же, как в других городах, снизилось натуральное потребление бутилированной воды (на 25%) и на 9,5% снизилась фактическая цена приобретения кофе. В других крупных городах тенденции были разнонаправленными. В результате среднее значение индекса по 30 городам снизилось за месяц всего на 2%. 

Изменения цен на продукты, входящие в индекс, в целом были незначительными +/- 1,5%. На 12% снизилось потребление бутилированной воды (на Урале и в Сибири август был достаточно жарким), но на 3% возросло потребление шоколада. 

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – август 2012

Динамика индекса Кофе с молоком

Данные: Ромир, Romir Scan Panel 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: