За прошедший год ожидания россиян относительно повышения благосостояния стали значительно выше

04 Июня 2024

Большинство показателей улучшения благосостояния в российском обществе прибавили в среднем от 16% до 21%.

Исследовательский холдинг РОМИР совместно с международной консалтинговой компанией «Яков и Партнёры» проанализировали настроения в российском обществе за прошедший год в рамках очередного совместного отчета «Новое российское общество: динамика настроений граждан».   

На базе Лонгитюдной системы РОМИР*, которая позволяет проанализировать общественные «настроения» в динамическом развитии, установлено, что по сравнению с прошлым годом ожидания россиян относительно будущего значительно улучшились. Разница в ожиданиях составила от 16% до 21% и по большинству показателей оказалась в «зеленой» зоне, при этом наибольшую положительную динамику показали ожидания относительно благосостояния страны в целом.

По словам исполнительного директора РОМИР Инны Караевой, молодежь более оптимистично настроена относительно будущего. В то время как более старшее поколение (от 59–64 лет) воспринимает грядущее исходя из своего жизненного опыта. «На мой взгляд, представители данной возрастной группы смотрят в будущее через призму прожитых лет, кризисов, уже понимая, что будет в дальнейшем. Здесь главными источниками тревоги стали опасения по поводу долгосрочной стабильности и сбережения накоплений. Любопытен также тот факт, что по сравнению с жителями Москвы и северной столицы представители миллионников и других регионов России смотрят на мир оптимистичнее», – отметила Инна Караева.

Больше всего россиян отметили положительные изменения с точки зрения уровня дохода – 20% респондентов и возможностей профессионального роста – 14%. При этом если рассматривать чистые изменения, то самый большой рост в факторах благосостояния показала сфера досуга и отдыха, там разница год к году составила 2,6 раза.

В целом более половины респондентов ощущают свое положение стабильным,
что контрастирует с позапрошлым годом, когда преобладали негативные оценки.

«Интересно, что наиболее оптимистично восприняли изменения последнего года респонденты со средним доходом, в то время как ощущение долгосрочной стабильности, психоэмоциональное состояние и сбережение накоплений больше всего снизилось у людей с высоким доходом. Все это может говорить о целенаправленной работе именно с этой группой, – комментирует директор института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования Елена КузнецоваПри этом большая часть россиян ментально подстроилась к новой реальности. Доля респондентов, указывающих, что возврат к прежней жизни невозможен, возросла в 2 раза – с 20 до 40%», - отметила она.

Авторы исследования также пришли к выводу, что по сравнению с прошлым годом потребители стали значительно меньше волноваться о своем уровне дохода (–31%) и эмоциональном и физическом состоянии (–11%) и стали беспокоиться о сохранении накоплений (+11%) и о чувстве долгосрочной стабильности (+5%). Основными факторами, влияющими на уровень беспокойства стали рост цен, стали СВО и общая экономическая ситуация.

Единая панель данных РОМИР основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 240 городах и населенных пунктах, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей всей России. 

 

 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: