Зрелищ и спецэффектов — главные составляющие успеха голливудских фильмов

2011-09-29

50% россиян признает безусловное лидерство голливудского кино по этим показателям

Исследовательский холдинг Ромир и независимая исследовательская компания Movie Research провели опрос общественного мнения среди жителей российских городов*, чтобы узнать, с чем связано доминирование американских фильмов в российском кинопрокате.

По данным Movie Research, в июне-августе 2011 года в российский прокат вышло 39 американских картин, как и в летние месяцы 2010 года. При этом их сборы выросли на 12,5%, и составили 94% от общей кассы. Доля пяти российских премьер оказалась на минимальном уровне в 2%, а собранные ими 176,3 млн. рублей на 97% – заслуга картины «All inclusive, или Всё включено».

Наиболее однозначно, по мнению россиян, отечественное кино уступает американскому по зрелищности и спецэффектам. Такой точки зрения придерживается больше половины опрошенных – 51%. Еще четверть респондентов согласна с этим утверждением отчасти. И только оставшаяся четверть россиян (24%) полагает, что по этому показателю отечественный кинематограф нисколько не уступает американскому.


Вместе с тем, именно зрелищность фильма и высокий уровень его спецэффектов – основная причина, по которой зрители предпочитают поход в кинотеатр остальным видам кинопросмотра. Не удивительно, что предпочтения россиян в этом отношении в точности отражают реальный расклад сил на отечественном кинопрокатном рынке, где американские фильмы ежегодно наращивают свою экспансию.

Любопытно, но россияне уверены в том, что российское кино по некоторым аспектам не уступает голливудскому. Больше половины опрошенных (52%) считают, что уровень актерской игры российских звезд достаточно высок. При этом доля тех, кто однозначно уверен в большем профессионализме американских актеров, составляет всего 9%, еще 15% россиян согласны с этим утверждением, но при этом менее категоричны. Такие результаты отчасти могут объясняться заслугами актеров старшего поколения, принадлежащих еще к советской артистической школе.

Не вполне согласны россияне и с тем, по поводу чего бьют тревогу отечественные продюсеры: по мнению 41% опрошенных, уровень мастерства наших сценаристов не уступает американскому. Эти зрители положительно оценили качество российских сюжетов, посчитав их достаточно интересными и захватывающими. Отчасти это объясняется большей зрительской погруженностью в привычные обстоятельства и более сильным сопереживанием ментально близким героям. Лидерство американских фильмов с точки зрения сюжетов признают 30% россиян, такая же часть опрошенных затрудняется дать однозначную оценку.

Олег Иванов, генеральный директор Movie Research:
«Мы имеем дело не столько с экспансией американского кино, сколько с экспансией Голливуда. Его кинопродукцию нельзя воспринимать как собственно американское кино, фильмы независимых студий. Голливуд является несомненным лидером так называемого мирового кино, и его активность на любых национальных рынках приводит к вытеснению фильмов отечественных производителей. Не стал исключением и российский кинопрокат. По итогам восьми месяцев 2011 года совокупные сборы голливудских релизов выросли до 11 млрд рублей, то есть их доля в общей кассе релизов поднялась до 51%».

Игорь Березин, ведущий эксперт Холдинга Ромир
«Скудные сборы российских фильмов – это не столько успех голливудской продукции, сколько именно провал отечественных кинематографистов и продюсеров. При этом еще недавно ситуация была иной. В 2008 году в десятке самых кассовых фильмов российского проката было три отечественных картины, в 2009-ом – даже на одну больше. В прошлом году в ней оказался только одна отечественная лента – «Елки», а вот по итогам первой половины 2011 года – ни одной. И конечно, совершенно очевидно, что дело совсем не в профессиональном мастерстве наших кинематографистов (результаты опроса Ромир весьма красноречивы), и даже – не в отставании в области спецэффектов, а в провалах в области маркетинга и кинематографического бизнеса. У нас не очень умеют, и, кажется, даже не очень хотят учиться снимать крепкое коммерческое кино в расчете на зрительский успех и окупаемость. Российскому зрителю смотреть на результаты высокохудожественных упражнений кинематографистов не очень интересно. Но вовсе не потому, что эти фильмы российские».

*В исследовании приняли участие около 1500 жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек и выше, в возрасте от 18 до 60 лет, из 8 федеральных округов России.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.

Movie Research (MRC) – независимая исследовательская компания, основанная в 2006 году. Реализовала более 60 исследовательских проектов в сфере кино, в том числе 10 общеотраслевых. На протяжении нескольких лет компания проводит стратегический анализ и прогнозирование развития киноотрасли, ведет разработку механизмов и мер государственной политики по развитию отечественной кинематографии, оказывает информационную и аналитическую поддержку государственным органам власти и основным игрокам рынка. С июня 2010 года Movie Research является стратегическим партнером Фонда Кино.