Экономят ли россияне на лекарствах

2019-04-04

2 апреля в эфире телеканала РБК выступила Марина Шепотиненко, директор по работе с ключевыми клиентами холдинга «Ромир». Вместе с ведущей она обсудила вопросы экономии на лекарствах, их дефицита, а также ситуацию с аналогами иностранных лекарств на российском рынке. Ниже можно ознакомиться с материалом, прочитав печатную версию или посмотрев видео по ссылке.

 

ВЕДУЩАЯ: Мы сегодня обсуждаем как раз вопросы здоровья и лечения в Telegram-канале стартап, нижнее подчеркивание, RBC, а также в официальной группе РБК ВКонтакте. Спрашиваем у вас, вы экономите на лекарствах, ответьте нам, и вот что у нас получилось к этой минуте. Все, останавливаем голосование, смотрим результаты. Итак, на первом месте ответ, как мы и предполагали, да, экономлю, если это не жизненно важные препараты. На второй строчке ответ – да, всегда найдутся аналоги подешевле, и на третьем месте ответ – всегда покупаю то, что советует врач. Ну, что ж, подведём итоги и обсудим получившиеся у нас результаты вместе с директором по работе с ключевыми клиентами холдинга Ромир Мариной Шепотиненко, она на прямой связи со студией из отеля Ararat Park Hyatt в Москве. Доброе утро, Марина! Вы экономите на лекарствах, вот лично вы?

Марина ШЕПОТИНЕНКО, директор по работе с ключевыми клиентами холдинга «Ромир»: Доброе утро! Вы знаете, я к большому счастью так часто их не покупаю, то есть за последние три месяца я не купила ничего, поэтому сложно сказать, но вообще я обращаю внимание на то, сколько что стоит, да.

ВЕДУЩАЯ: Как показывает ваше исследование, россияне, они склонны экономить вообще на лекарствах, и как именно?

Марина ШЕПОТИНЕНКО: Вы знаете, россияне склонны экономить в силу осознанного потребления, осознанного выбора, в том числе и лекарств. Тут абсолютно правильно вы задали вопрос в своем голосовании. Но надо понимать, что за категории: есть категории, необязательные – БАДы, парафармация, на  покупке которых люди, как правило, экономят в первую очередь. В этих категориях покупатели либо отказываются от покупки вообще, либо сокращают потребление.  А есть обязательные категории препаратов, отказаться от покупки которых нельзя – это может нанести вред здоровью. В этом случае  потребители начинают либо перераспределять средства внутри бюджета домохозяйства для того, чтобы, все-таки, качество препаратов и, как следствие, качество здоровья, жизни не пострадало, либо переключаются на более дешевые аналоги. Потребители начинают разбираться в том, что они покупают, что они потребляют и для чего.

ВЕДУЩАЯ: Чаще доверяют врачам или больше верят провизорам в аптеках?

Марина ШЕПОТИНЕНКО: Тут опять-таки зависит от категории, от заболевания и от конкретного человека, за всех говорить очень сложно. Безусловно, роль провизоравнушительна, особенно для старшего поколения. Но в строго рецептурном рынке роль врача по-прежнему очень высока.

ВЕДУЩАЯ: Но и возвращаемся все-таки к теме новых правил регистрации цены. По вашей информации, стоит ли ждать дефицита лекарств или их подорожания?

Марина ШЕПОТИНЕНКО: У нас есть категория лекарств, на которые государство регулирует наценку, и на эту категорию, конечно, цена меняться кардинально не будет: потому что регулирующими органами предусмотрены механизмы контролирующие, максимальные пороговые цены. А есть категории, в которых ритейлеры чувствуют себя свободно, и в них цена может расти, соответственно. Кроме того, в ОТС-категориях (безрецептурные препараты), роль потребителя важна – цены не могут расти бесконечно, потому что от тех категорий, от которых потребитель может отказаться, он просто будет отказываться, если они будут очень дорогие. Например, то, что сейчас происходит с дорогостоящими витаминами, если сравнивать 18-й и 17-й годы, категория очень существенно просела, причем она просела не потому, что люди стали переключаться с дорогих витаминов на более дешевые. Нет, они просто уходят из категории, то есть «окей, мне это больше не по карману, поэтому куплю себе свежих овощей и фруктов и больше не буду покупать дорогие пищевые добавки».

ВЕДУЩАЯ: Что касается дешевых аналогов, они будут появляться, может быть, больше на рынке?

Марина ШЕПОТИНЕНКО: Да, я думаю, что да, безусловно, но просто взять и появиться из ниоткуда они не могут, потому что фармацевтический рынок –это очень серьезная индустрия. Конечно, количество дженериков будет расти, в этом заинтересованы, собственно, как и производители этих дженериков, так и потребители. Здесь мы конечно говорим про крупные дженериковые компании, про качественные дженериковые препараты – конечно, это в наших же интересах, в интересах потребителя.

ВЕДУЩАЯ: Отечественные производители в связи с этим получат какие-то преимущества, тот же выбор потребителя?

Марина ШЕПОТИНЕНКО: Я думаю, да. Отечественные производители имеют поддержку государства.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо! Спасибо большое. Итоги опроса нашего мы подвели вместе с директором по работе с ключевыми клиентами, на прямой связи со студией была Марина Шепотиненко из холдинга Ромир.

 

Ссылка на видео - http://tv.rbc.ru/archive/startup/5ca3072c2ae596f7b4d7bb8b?from=undefined