Эксперты о повышении цен на ОСАГО: Страховщикам выдан кредит доверия

24 Марта 2015

24 марта в РИА Новости прошел экспертный круглый стол «Изменения ОСАГО: оппоненты, сторонники, социологи», на котором обсуждалось анонсированное ЦБ повышение стоимости автогражданки на 40-60%. 

В марте независимый исследовательский холдинг Ромир завершил масштабное исследование (1500 чел. репрезентативной выборке городского населения России), в ходе которого была определена готовность российских автовладельцев к анонсированному повышению стоимости ОСАГО на 40-60%. 

По словам генерального директора холдинга Ольги Гореловой, 65% респондентов ответили, что относятся к повышению с пониманием положительно: «В кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен повышение анонсировалось, сюрприза нет». 28% отнеслись к нему негативно. 42% опрошенных посчитали, что октябрьское повышение цен на 23-30% «было не очень приятным, но вполне понятным и объяснимым». 31% высказали надежду, что это «повышение сделает рынок ОСАГО более стабильным», еще 28% - что оно позволило увеличить лимит выплат «по железу» в 3 раза, 17% - что «тариф нужно снижать». 

По оценкам экспертов, даже после октябрьского увеличения рынок ОСАГО остается убыточным: сказались 12 лет неизменного тарифа, а также накопленная за годы инфляция, превысившая в общей сложности 120%. Естественной реакцией рынка стал массовый уход страховых компаний из регионов и их нежелание продавать полисы. 

Как отметил начальник управления методологии Российского Союза Автостраховщиков Михаил Порватов, анонсированное повышение обеспечит рост лимитов пострадавшим в ДТП «по жизни и здоровью» не только де-юре (по закону c 1 апреля лимиты возрастают со 150 до 500 тыс.руб.), но и де-факто. 

«Но рост запчастей, инфляция, макроэкономические факторы нельзя остановить, единожды подняв тарифы, - считает Михаил Порватов. - Если его снова заморозить, уже через год в регионах невозможно будет купить полисы. Тариф надо пересматривать регулярно». 

«Должна в полную силу заработать Единая методика, Европротокол, должен быть введен институт страхового комиссара, - прокомментировал вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. - Повышение можно только приветствоваться. Но если улучшения не будет, конструктивный диалог между первыми и вторыми может быть прекращен». 

По словам управляющего партнера Akteon Asset Management Андрея Кинякина, рентабельность рынка ОСАГО к концу года может возрасти на 5-10%. В долгосрочной перспективе, с учетом стабилизации курса рубля, в регионах она может увеличиться до 15-20%. «Опять же, сверхприбылей в этом бизнесе не будет, и это отразится на доступности услуги в регионах, - пояснил эксперт. – В течение ближайших месяцев в наиболее проблемных регионах (Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Амурская, Мурманская, Воронежская, Ульяновская, Курганская, Челябинская области, Чувашия Республика Марий Эл) возможны спорадические проблемы с приобретением полисов. ЦБ именно поэтому здесь максимально – до 25% - увеличил региональные коэффициенты. Но сверхприбылей и раньше не было, и большинство не экспертных подсчетов «собрали-выплатили» совершенно не учитывают то, что львиные доли страховщики, как и принято в мировой практике, резервируют под будущие выплаты». «Нужно понимать, что автовладельцы «проголосовали» вовсе не за повышение тарифа, а за повышение выплат, - добавил Андрей Кинякин. – Сегодня средняя выплата колеблется в районе 30 тыс. руб. Я не исключаю, что в дальнейшем страховые лимиты (по «железу» прежде всего) будут повышены на 50%». 

В рамках круглого стола обсуждались перспективы введения свободного тарифа. Накануне на портале «За рулем» завершился опрос (около 14 тыс. чел.), согласно которому почти 32% считает, что «такая практика на Западе обеспечивает большие лимиты выплат». 30% также высказались «за», поскольку «в погоне за клиентами страховщики будут предлагать наиболее выгодные условия». «Срединной», нейтральной позиции придерживается 22%. Еще 10% уверены, что «тариф должен диктоваться только сверху».

Согласно же исследованию Ромир, 42% опрошенных именно в отсутствии свободного тарифа видят причину стагнации рынка ОСАГО. Эксперты сошлись во мнении, что российский рынок к свободному тарифу категорически не готов, и что «это дело 3-5 лет». Однако результаты обоих опросов – «сигнал для регулятора, законодателей и рынка». 

Отвечая на вопросы журналистов, эксперты также отметили, что рост стоимости полисов ОСАГО не повлечет возникновения рынка поддельных полисов. На формирование отрицательного спроса на такие полисы (а также на езду без полисов вовсе) повлияет повышение доступности услуги в регионах, рост выплат и прогнозируемая нормализация рынка ОСАГО, а также введение летом 2015 года системы электронных полисов.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: