Дефлятор обогнал инфляцию
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Так, по итогам декабря месячное значение дефлятора оказалось немного ниже показателя официальной инфляции – 0,3% против 0,4% соответственно. Однако накопленное значение дефлятора за год составило 7,1% при значении официальной инфляции в 5,4%. Россияне в течение всего года экономили, как могли. Однако резко выросшие цены на продукты в январе, рост тарифов ЖКХ в июле и декабрьское повышение цен на бензин полностью нивелировать экономией потребителям не удалось. Тем не менее, активное использование специальных ценовых предложений в течение всего года на привычные товары позволило нашим соотечественникам удержать личную инфляцию на уровне чуть выше официальной.
Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
После ноябрьской экономии при отрицательном значении дефлятора в минувшем декабре индекс личной инфляции россиян опять пошел вверх. Однако его значение по итогам месяца оказалось все же чуть ниже официальной инфляции – 0,3% против 0,4% соответственно (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2015 – декабрь 2016.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Таким образом, накопленное значение дефлятора за 2016 год составило 7,1% при значении официальной инфляции, рассчитанной Росстатом, в 5,4%. Как видно из Диаграммы 2, с точки зрения личной инфляции прошедший год оказался для россиян более успешным, чем 2015 и 2014. Однако реальный рост цен на товары и услуги все же оказался выше, чем официально объявленный статистическим ведомством. Правда по итогам 2016 года разница значений дефлятора и инфляции оказалась меньше, чем годом ранее.
Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом декабря 2016.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Россияне в течение всего года экономили, как могли. Однако несколько раз в течение года они столкнулись с непреодолимыми факторами, на которые они повлиять не могли. Как видно из Диаграммы 3, январь прошлого года ознаменовался скачком цен на продукты питания благодаря расширению продуктовых санкций и росту курсов валют. Россияне в январе 2016 года платили за продукты и товары на 8% больше, чем месяцем ранее.
В июле наши соотечественники получили счета за услуги ЖКХ, пересчитанные с учетом выросших на 4% тарифов. Дефлятор сразу показал рост значения к предыдущему месяцу на 3%. А в декабре предновогодним сюрпризом для российских автолюбителей стали выросшие на 3,4% цены на бензин.
Только экономия на привычных товарах позволила россиянам удержать личную инфляцию в декабре от очередного скачка. Как и годом ранее, покупатели активно пользовались специальными ценовыми предложениями в разгар предпраздничной закупки. Россияне хоть и потратились в декабре, но в большей степени на подарки, чем на продукты к праздничному столу.
Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Декабрь 2015 – декабрь 2016.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel
Как показывают другие исследования Ромир, прошедший год запомнился россиянам в первую очередь экономическими трудностями, ростом цен, общей кризисной ситуацией в стране. По ряду объективных показателей 2016 год по должен был восприниматься менее критично, чем предыдущий 2015. Однако усталость от необходимости постоянно экономить, оптимизировать, сокращать, перераспределять, видимо, наложила отпечаток на субъективное восприятие россиянами общей ситуации.
Напомним, что в 2016 год россияне входили с надеждой на экономический рост после сложного 2015 года. Индекс экономической надежды на прошлый год поднялся из минусовых значений предыдущих лет до 6 п.п. Однако экономические сложности, довлевшие над россиянами в течение года, этот оптимизм подорвали. И как результат - индекс экономической надежды опять ушел в отрицательную зону, опустившись до значения в -14 п.п.
Сбудутся ли прогнозы экспертов на восстановление в наступившем году, покажет время и новые измерения. А к преодолению кризисов и трудностей россиянам, как известно, не привыкать.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: