Индекс покупательской активности вышел на линию роста
Затянувшийся на полгода тренд постоянного снижения повседневных расходов россиян наконец-то себя исчерпал. Безусловно, снижение расходов на покупку товаров повседневного спроса в летние месяцы было обусловлено традиционным сезонным спадом потребительской активности. Однако исследователей не покидало ощущение, что потребители замерли в ожидании кризиса и заранее затянули пояса. В августе текущего года кривая графика потребительских расходов наконец-то поползла вверх. А в сентябре этот рост закрепился, причем с рекордным приростом относительно аналогичного периода прошлого года особенно в Москве и городах-миллионниках (+13-16%).
По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в сентябре 2012 года выросли на 3% по сравнению с августом и вернулись к уровню апреля текущего года. Можно с уверенностью констатировать, что сезонный летний спад завершен, и тренд расходов вышел на линию осеннего роста. Это совершенно нормальный показатель восстановления потребительской активности после традиционного сезонного спада.
По сравнению с сентябрем прошлого года расходы увеличились на 13% в номинальном выражении, обогнав инфляцию примерно в два раза. Таким образом, тренд стабилизации номинального роста повседневных расходов на уровне +7-8% месяц к месяцу предыдущего года, который Ромир наблюдал в течение семи месяцев подряд, оказался прерван. Но о сломе тенденции пока говорить рано. Надо дождаться хотя бы октябрьских данных.
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений
100% = январь 2008-го года
Источник: Холдинг Ромир, сентябрь 2012
В Москве повседневные расходы в сентябре выросли по сравнению с августом сразу на 10%, а по сравнению с сентябрем прошлого года – на 14%. А вот в Петербурге они выросли только на 2% к августу, а по сравнению с сентябрем прошлого года даже снизились на 5%. В городах с населением более миллиона жителей рост в сентябре к августу составил 3,5%, а к сентябрю 2011 года – 16,5%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы снизились на 5,5% к августу, а по сравнению с сентябрем прошлого года выросли только на 6,5%. В городах с населением менее 500 тысяч жителей повседневные расходы в сентябре снизились на 2,5% по сравнению с августом.
Расходы наименее обеспеченных горожан в сентябре снизились по сравнению с августом на 2,5%. Правда, здесь надо заметить, что в августе они выросли сразу на 12% по сравнению с июлем. Такой значительный рост повседневных расходов в этой группе в августе объяснялся начавшейся во второй половине месяца подготовкой к новому учебному году. На повседневные расходы менее обеспеченных россиян «сборы в школу» оказывают значительно большее влияние (более заметны), чем у средне- и высоко обеспеченных. В сентябре этот фактор уже не оказывал действия на рост повседневных расходов малообеспеченных горожан.
В средней доходной группе повседневные расходы увеличились на 2% к августу и на 10% по сравнению с сентябрем прошлого года. В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в сентябре выросли на 5,5% к августу и на 11% к сентябрю прошлого года.
После экстремального роста в июле, связанного, по нашему мнению, с массовым увлечением «косметическим» ремонтом, в августе доля расходов на покупку непродовольственных товаров повседневного использования снизилась с 46% до обычных для последнего месяца лета 33%. Доля продуктов питания возросла до 67%. В сентябре «нормализация» продолжилась и вернулась к привычному соотношению: 28% - непродовольственные товары повседневного спроса, 72% - продукты питания.
С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса мы оцениваем изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в сентябре текущего года (по сравнению с августом 2012) как рост на 10%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о снижении на 12%. На наш взгляд, в этом как раз и проявился эффект завершения сезона подготовки школьников к новому учебному году.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: