Индекс покупательской активности вышел на линию роста

2012-10-11

Затянувшийся на полгода тренд постоянного снижения повседневных расходов россиян наконец-то себя исчерпал. Безусловно, снижение расходов на покупку товаров повседневного спроса в летние месяцы было обусловлено традиционным сезонным спадом потребительской активности. Однако исследователей не покидало ощущение, что потребители замерли в ожидании кризиса и заранее затянули пояса. В августе текущего года кривая графика потребительских расходов наконец-то поползла вверх. А в сентябре этот рост закрепился, причем с рекордным приростом относительно аналогичного периода прошлого года особенно в Москве и городах-миллионниках (+13-16%). 

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в сентябре 2012 года выросли на 3% по сравнению с августом и вернулись к уровню апреля текущего года. Можно с уверенностью констатировать, что сезонный летний спад завершен, и тренд расходов вышел на линию осеннего роста. Это совершенно нормальный показатель восстановления потребительской активности после традиционного сезонного спада. 

По сравнению с сентябрем прошлого года расходы увеличились на 13% в номинальном выражении, обогнав инфляцию примерно в два раза. Таким образом, тренд стабилизации номинального роста повседневных расходов на уровне +7-8% месяц к месяцу предыдущего года, который Ромир наблюдал в течение семи месяцев подряд, оказался прерван. Но о сломе тенденции пока говорить рано. Надо дождаться хотя бы октябрьских данных. 

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений 

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений

100% = январь 2008-го года 

Источник: Холдинг Ромир, сентябрь 2012 

В Москве повседневные расходы в сентябре выросли по сравнению с августом сразу на 10%, а по сравнению с сентябрем прошлого года – на 14%. А вот в Петербурге они выросли только на 2% к августу, а по сравнению с сентябрем прошлого года даже снизились на 5%. В городах с населением более миллиона жителей рост в сентябре к августу составил 3,5%, а к сентябрю 2011 года – 16,5%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы снизились на 5,5% к августу, а по сравнению с сентябрем прошлого года выросли только на 6,5%. В городах с населением менее 500 тысяч жителей повседневные расходы в сентябре снизились на 2,5% по сравнению с августом.

Расходы наименее обеспеченных горожан в сентябре снизились по сравнению с августом на 2,5%. Правда, здесь надо заметить, что в августе они выросли сразу на 12% по сравнению с июлем. Такой значительный рост повседневных расходов в этой группе в августе объяснялся начавшейся во второй половине месяца подготовкой к новому учебному году. На повседневные расходы менее обеспеченных россиян «сборы в школу» оказывают значительно большее влияние (более заметны), чем у средне- и высоко обеспеченных. В сентябре этот фактор уже не оказывал действия на рост повседневных расходов малообеспеченных горожан. 

В средней доходной группе повседневные расходы увеличились на 2% к августу и на 10% по сравнению с сентябрем прошлого года. В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в сентябре выросли на 5,5% к августу и на 11% к сентябрю прошлого года. 

После экстремального роста в июле, связанного, по нашему мнению, с массовым увлечением «косметическим» ремонтом, в августе доля расходов на покупку непродовольственных товаров повседневного использования снизилась с 46% до обычных для последнего месяца лета 33%. Доля продуктов питания возросла до 67%. В сентябре «нормализация» продолжилась и вернулась к привычному соотношению: 28% - непродовольственные товары повседневного спроса, 72% - продукты питания. 

С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса мы оцениваем изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в сентябре текущего года (по сравнению с августом 2012) как рост на 10%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о снижении на 12%. На наш взгляд, в этом как раз и проявился эффект завершения сезона подготовки школьников к новому учебному году. 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.