Рынок FMCG демонстрирует быстрый рост
По данным исследовательского Холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса выросли в июле по сравнению с июлем 2010 сразу на 33%. Июльская динамика потребительской активности**, вслед за июнем, опять побила рекорд роста относительно прошлых лет – теперь уже за последние 2,5 года, а не 1,5. Значительный рост расходов зафиксирован во всех городах, во всех доходных группах потребителей.
Конечно, высокие сравнительные результаты роста во многом обусловлены низкими показателями прошлого года. Объем повседневных расходов горожан в июле 2010 года упал очень сильно из-за экстремальной жары в европейской части страны.
Однако, даже в сравнении с относительно спокойным июлем 2009 года и с поправкой на высокую инфляцию (20-25% за два года), реальные потребительские расходы на товары повседневного спроса оказались в июле 2011 на 10-12% выше, чем двумя годами ранее. По сравнению же с 2010 годом рост реальных расходов на повседневные товары составил 18-20%.
Таким образом, рынок продуктов питания и товаров повседневного спроса присоединился к числу рынков, демонстрирующих в 2011 году быстрый рост (восстановление), таких как: рынок автомобилей, бытовой техники, одежды и обуви, туристический, стройматериалов.
График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса.
100% = январь 2008-го года
Традиционное летнее снижение потребительских расходов происходит гораздо менее активно, чем обычно. По сравнению с июнем 2011 расходы россиян в июле 2011 снизились всего лишь на 2%. Три предыдущих года сезонное снижение в июле составляло от 4 до 7,5%.
В наибольшей степени сезонное сокращение расходов коснулось наиболее обеспеченной группы потребителей («верхний средний класс»). Они сократили свое повседневное потребление на 7,5%. У респондентов со средними и низкими доходами снижения повседневных расходов в июле практически не было отмечено. Это можно объяснить тем, что среди обеспеченных горожан намного выше доля тех, кто проводит лето вдали от дома – в других регионах страны, у моря, за границей.
Размер среднего чека в июле 2011 снизился на 2% по сравнению с июнем и вернулся к уроню мая этого года. При этом в Москве и городах с населением менее миллиона жителей, средний чек колебался в пределах 1%, а вот в городах с населением более миллиона сократился на 4,5%.
По сравнению с июлем 2010 года средний чек вырос на 16%. При росте номинальных расходов на 33% это говорит об увеличении количества и/или частоты посещений магазинов. Это укладывается в парадигму рационального, экономного поведения при совершении повседневных покупок россиянами. Размер среднего чека можно назвать условно стабильным уже на протяжении двух лет. Исключениями за этот период стали только декабри 2009-го и 2010-го (резкое увеличение размера среднего чека, связанного с предновогодними покупками) и июль 2010-го (резкое снижение среднего чека, объясняемое экстремальной жарой).
График 2. Динамика среднего чека.
От общего размера повседневных покупок (без учета оплаты услуг и приобретения одежды и бытовой техники) в июле 74% было потрачено на продукты питания и 26% на непродовольственные товары повседневного спроса. В апреле-июне соотношение было в пределах 66-72% на 34-28%, соответственно. В период подготовки к новому учебному году (август-сентябрь) доля непродовольственных товаров возрастет до 35-38%, а продовольственных снизится до 62-65%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 8,5 тысяч потребителей, репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров.
Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: