Финансовая газета - Цифровой банкинг

20 Августа 2015


Обзор банковских инноваций на российском рынке 

Компании GfK и MARCS провели совместное исследование банковских инноваций на российском рынке. У пользователей банковских услуг в городах России с населением от 100 тыс. чел. спросили, какие из инноваций, анонсированных крупными банками в первой половине 2015 г., они считают для себя наиболее интересными. Как оказалось, самой популярной инновацией первой половины 2015 г. с точки зрения пользователей банковских услуг в городах России стала возможность пополнять свою карту на сайте банка с карт других банков. 

Этой возможностью заинтересовался почти каждый второй респондент, опрошенный в ходе исследования. На втором месте оказалась оплата покупок одним касанием мобильного устройства к терминалу, а на третьем – получение смс-уведомлений от банка о штрафах и налогах. В пятерку самых популярных инноваций также вошли мобильные приложения, объединяющие кошельки и платежные инструменты и позволяющие проводить оплату в одно касание через мобильное устройство, а также возможность сканировать данные платежек и других документов через камеру смартфона, чтобы не набивать их вручную. 

Сканирование платежек особенно интересно молодому поколению пользователей в возрасте 30 лет и старше. И чем выше доход респондентов, тем более интересной становится им данная опция. Возможно, что такой результат связан с социально-демографическими характеристиками современного профиля владельцев смартфонов. Замыкают список наиболее популярных банковских инноваций первой половины 2015 г. авточаты (виртуальные роботы для онлайн-консультаций клиентов), возможность переводить деньги на карты друзей в сети «ВКонтакте», а также информирование о балансе банковского счета на экране iPhone, говорится в материалах компании GfK. 

Инновационные новинки 

Начало второго полугодия уже принесло на финансовый рынок ряд технологических новинок, которые имеют все шансы быть благосклонно воспринятыми клиентами. Банк «Авaнгaрд» выпустил новые высокотехнологичные карты с сенсорной клавиатурой и микродисплеем, оснащенные помимо магнитной полосы и EMV-чипа генератором одноразовых кодов. Инновационная технология позволяет непосредственно на карте генерировать одноразовые коды для подтверждения онлайн-покупок и операций в интернет-банке. Это надежнее и безопаснее, чем получение одноразового кода по смс или с карточки доступа (скретч-карты). 

Карты с дисплеем дополнительно защищены кодом активации, который предотвращает возможность несанкционированных операций в случае, если картой завладеет третье лицо. Существенное отличие нового типа карт, обеспечивающее более высокую их надежность, в том, что в них используется не синхронизация карты с сервером банка, а механизм «запрос–ответ». Подтверждение операций с помощью генератора кодов на новой карте станет альтернативой подтверждению по смс и заменит одноразовые коды с карточки доступа, а также электронную цифровую подпись. 

Это важный шаг в процессе совершенствования продуктов и повышения уровня безопасности. Клиенты, получившие новую карту с дисплеем, в зависимости от уровня риска каждой операции смогут выбирать способ подтверждения: одноразовым кодом, полученным по смс, или сгенерированным на карте. Другой банк – «Тинькoфф» запустил первый в России мобильный мессенджер MoneyTalk с функцией мгновенных денежных переводов между участниками диалога. Разработка приложения велась полностью силами специалистов банка. 

«Стратегия Тинькoфф Банка в области мобильной разработки такова, что мы стремимся предложить широкому кругу пользователей, который не ограничивается нашими клиентами, наиболее востребованные и актуальные платежные и финансовые сервисы. Совсем недавно представители Facebook сообщили о полноценном запуске денежных переводов через сообщения между пользователями Facebook Messenger на всей территории США. Мы поддерживаем тренд совмещения функций мессенджера и мгновенных денежных переводов и рады стать первым российским банком, который выводит аналогичную технологию на рынок в России», – прокомментировал новый продукт президент Тинькoфф Банка Oливeр Хьюз. 

Пользоваться финансово-технологической новинкой очень просто. Нужно установить MoneyTalk на мобильное устройство, скачав его в App Store или Google Play. Для Windows Phone данное приложение станет доступно в самое ближайшее время. Затем нужно зарегистрировать свой номер телефона в системе (номер может принадлежать как российскому, так и иностранному мобильному оператору). Далее необходимо добавить любую карту российского банка для удобства будущих переводов, и на счет этой карты автоматически будут зачисляться все входящие переводы. 

Чтобы осуществить перевод, понадобится всего лишь выбрать нужный контакт из телефонной книги. При наборе цифр кнопка с обозначением рубля становится активной, и нажатие на эту кнопку подтверждает отправку указанной суммы. Деньги отправятся сразу после ввода кода подтверждения 3D Secure. Если получатель уже является пользователем MoneyTalk, деньги будут зачислены на его карту автоматически. Если данный сервис у получателя не установлен, он получит смс-сообщение со ссылкой на веб-форму для получения перевода, в которой достаточно указать номер карты любого российского банка, куда следует отправить перечисленные деньги. 

«Мы совместили в одном продукте две наиболее востребованные у пользователей функции: мессенджер и сервис мгновенных денежных переводов. C помощью MoneyTalk пользователи теперь могут не только общаться с друзьями, но и получать или отправлять деньги в считанные секунды, не прерывая общение и не прибегая к использованию сторонних сервисов. Мы делаем финансовые продукты проще и доступнее для широкого круга клиентов», – рассказывает вице-президент по развитию мобильных сервисов Тинькoфф Банка Максим Евдокимов. 

Часы как банковская карта 

Еще одну технологическую новинку предложил Альфa-Бaнк. Теперь его клиентам доступен новый способ оплаты покупок с помощью наручных часов со встроенной дебетовой банковской картой с поддержкой инновационной технологии бесконтактной оплаты MasterCard PayPass. Проект реализован совместно с международной платежной системой MasterCard. Часы AlfaPay выпускаются в двух цветах черном и белом. Модный гаджет позволяет в одно касание безопасно, просто и удобно оплачивать покупки: в корпус часов встроен специальный чип с платежным приложением. Чтобы оплатить товары или услуги с помощью часов, надо просто поднести их к экрану бесконтактного терминала. 

При этом покупки на сумму до 1000 рублей можно оплачивать без ввода ПИН-кода или подписи чека. Как пишут специалисты Альфa-бaнка, часы с чипом для бесконтактной оплаты разработаны австрийской компанией watch2pay GmbH. Впервые в мире часы для бесконтактной оплаты появились еще в 2002 г. – в тот год MasterCard представила миру бесконтактную технологию MasterCard PayPass, которая и позволила выйти за рамки стандартной пластиковой карты.

С тех пор часы с чипом для бесконтактной оплаты получили большое распространение и признание в Европе, США, Австралии, Гонконге, Японии, Тайване, Южной Корее и других странах. Часы работают так же, как платежная карта. С их помощью клиент может рассчитаться в 68 странах мира в торговых точках, которые поддерживают MasterCard PayPass. 

Предпочтения клиентов 

Как оказалось, наиболее востребованная среди российских компаний банковская услуга – системы дистанционного обслуживания («Интернет-банк», «Клиент-банк»). Более половины опрошенных предпринимателей (56%) указали, что в настоящее время пользуются ею.

При этом в большей степени это свойственно средним по численности сотрудников организациям (72%), а в меньшей – малому бизнесу (49%). Вторая по распространенности среди бизнеса услуга – кредитование. Ее отметили 26% руководителей. При этом, чем масштабнее компания, тем чаще такая услуга становится востребована (25% среди малых предприятий против 33% среди крупных). Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга – третья по популярности среди бизнеса. 

Однако и здесь наблюдается та же особенность: крупные организации значительно чаще пользуются этим сервисом (45%), нежели средние компании (31%) или малые (10%), пишут специалисты НАФИ. Менее востребованные услуги – лизинг (им пользуются 6% компаний), банковские гарантии (5%), срочные депозиты и услуги по инкассации наличности (по 4%), валютный контроль и эквайринг (по 3%). 

Хотя, чем крупнее компания, тем чаще они обращаются за такими услугами, как лизинг, инкассационный сервис и международные расчеты (их используют 12, 21 и 9% представителей крупного бизнеса соответственно), отмечают эксперты НАФИ. Факторинг и депозиты «овернайт» – наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги: ими пользуются лишь по 1% предприятий. 

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ, считает, что в структуре пользования финансовыми услугами существуют географические различия: «Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на Юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока. 

Указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями. В случае с южными регионами в структуре МСП выше доля компаний, занятых в секторе сельского хозяйства. Ввиду специфики своей деятельности они чаще вынуждены обращаться за кредитными продуктами по причине более высоких рисков, связанных с сезонными факторами. 

Кроме того, у данного сегмента больше возможностей получить кредит по причине приоритетности указанного сектора для государства, в особенности на фоне объявленного импортозамещения. Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующимся под влиянием восточных соседей – Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше». 

Что касается физических лиц, то в августе исследовательский холдинг «Ромир» представил результаты исследования о пользовании населения банковскими услугами. Так, в частности, респондентам было задано несколько вопросов о пользовании услугами интернет-банкинга. Согласно результатам исследования о пользовании услугами интернет-банкинга каждую неделю заявили 5% респондентов. Несколько раз в месяц в банковские онлайн-кабинеты заходят 18% опрошенных. Еще 7% ответили, что пользовались интернет-банкингом один раз за несколько месяцев, а 3% – один раз за прошедший год. В результате доля активных пользователей банковскими услугами онлайн составляет 23% россиян, а еще 10% имеют представление, но пользуются пассивно. 

Среди активных пользователей интернет-банкингом стоит выделить россиян в возрасте 25–34 лет, с высшим образованием и высоким доходом, проживающих в мегаполисах. Респондентам, которые с той или иной частотой пользуются онлайн-кабинетами в своих банках, был задан вопрос о наиболее востребованных услугах. 

Ровно половина респондентов, отвечавших на этот вопрос, заявили, что чаще всего через интернет-банкинг оплачивают коммунальные и иные счета, пишут специалисты «Ромир». По данным исследователей, управляют своими счетами через Интернет в общей сложности 27% респондентов из числа тех, кто пользуются интернет-банкингом. Причем в молодежной аудитории доля таких ответов достигает 37%. Денежные переводы через интернет-банкинг осуществляют 15% опрошенных. О погашении кредитов в банковских онлайн-кабинетах заявили 3% опрошенных.

Алексей Земцов

Поделиться в соцсетях: