Финансовая газета - Жизнь в паутине

2015-05-29

Подавляющее большинство российских компаний не имеют корпоративных страниц в социальных сетях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какова доля интернет-пользователей в России, с каких устройств люди чаще всего выходят в сеть и какие ресурсы посещают. По данным опроса, в целом за последний год доля интернет-пользователей в стране практически не изменилась - это по-прежнему около двух третей россиян (66% в 2014 г. и 69% в 2015 г.). Д

оля тех, кто выходит в сеть ежедневно, продолжает неуклонно расти. Согласно данным последнего опроса, сегодня это уже половина наших сограждан (52%). С 2006 г. эта цифра увеличилась в 10 раз (с 5%). Каждый пятый (17%) обращается к интернет-ресурсам несколько раз в неделю или месяц. Традиционно к наиболее активным потребителям контента относится молодежь (среди 18-24-летних сетью пользуются практически все - 96%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (88%), с высоким достатком (85%), обучавшиеся в вузах (81%), говорится в материалах опроса ВЦИОМ. 

Нынешнее исследование ярко демонстрирует сложившуюся тенденцию: стационарные устройства со временем становятся менее популярны, тогда как переносные гаджеты, напротив, используются все активнее. Так, по данным ВЦИОМа, с 2012 г. доля тех, кто для выхода в Интернет пользуется планшетом, выросла в 10 раз (с 4 до 41%, в том числе 21% - ежедневно), смартфоном - в 3,5 раза (с 15 до 55%, в том числе 39% - ежедневно). Также гораздо чаще к Интернету стали подключаться с ноутбука - с 38% в 2012 г. до 61% в 2015 г. С помощью обычного мобильника сеть ловит каждый третий (33%) - с 2012 г. значимых изменений не произошло (32% в 2012 г.). С той или иной периодичностью просматривают сайты, скачивают файлы, переписываются и т.д. с компьютеров 73% (каждый день - 44%), в 2012 г. таковых было 78%. 

С каждым годом возможности всемирной паутины используют все активнее. В топ-5 поводов обращения к Интернету входят медиаресурсы (музыка, фильмы, книги) - 56%, поиск новостей и необходимой информации - по 55%, электронная почта - 53%, работа и учеба - 50%. Четверо из десяти интернет-пользователей (44%) практикуют общение в соцсетях, чатах и на форумах, также на интернет-порталах ищут друзей (32%), играют (31%), совершают покупки (25%). Каждый десятый пользователь (9%) признался, что посещает сайты эротического содержания, сообщает ВЦИОМ. 

Предпочтения в соцсетях 

Социальные сети в последнее время стали занимать особое место в жизни общества. По данным исследовательского холдинга "Ромир", девять из десяти российских пользователей Интернета ведут активную социальную жизнь в сети. В конце 2012 года социальными сетями пользовались на 10% россиян меньше. За два с лишним года, прошедших с последнего аналогичного опроса, возрос средний стаж пользователей социальными сетями в России с 52 до 57 месяцев. Увеличилось также среднее время, которое российские пользователи проводят в социальных сетях, - с 90 до 143 минут в день. 

Наиболее популярными социальными сетями в нашей стране по-прежнему остаются соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники" с долями в 86 и 75% соответственно. За два с лишним года на 10% увеличил свою аудиторию Facebook - до 58%, а Google+ вырос в два раза - с 15 до 31%. Сегодня каждый пятый пользователь социальными сетями имеет аккаунт в Instagram, хотя еще два года назад участников этой сети было сложно посчитать. 

А сети "Мой круг" и Livejournal постепенно теряют своих поклонников. "Мой Круг" замер в развитии - за два года его аудитория изменилась всего лишь в пределах статпогрешности - на 1%. А вот эра Livejournal, похоже, близится к закату. Число пользователей блогерской сети за два года сократилось на 40%. Сеть профессиональных контактов LinkedIn имеет скромную аудиторию в 6% от числа пользователей социальными сетями, но за два года она увеличилась вдвое", - пишут эксперты исследовательского холдинга. 

Эксперты "Ромир" отмечают, что общее количество пользователей социальных сетей увеличилось с 80% в конце 2012 года до 91% в апреле текущего. В молодежной аудитории этот показатель доходит до 98%, а среди россиян 45-50 лет снижается до 86%. "Более трех лет социальными сетями по-прежнему пользуются более 70% опрошенных. Однако среди них выросла доля тех, кто пользуются социальными сетями более 5 лет - с 33% в 2012 год до 46% в текущем. Средний стаж пользования социальными сетями, таким образом, составляет 57,5 месяца, тогда как в 2012 году этот показатель равнялся 52,4 месяца", - пишут в своих материалах специалисты "Ромир". 

По их данным, с момента последнего опроса увеличилось среднее время ежедневного пребывания в социальных сетях. Если в 2012 году 60% пользователей проводили в социальных сетях до часу в день, то в нынешнем году более половины опрошенных дали ответ - от часа до пяти часов в день. Каждый десятый житель социальной паутины проводит в ней все время подключения к Интернету. Сегодня среднестатистический пользователь находится в социальных сетях в среднем 143 минуты в день. В 2012 году среднее пребывание в социальных сетях составляло 90 минут в день.

Несмотря на широкое распространение мобильного Интернета (около 40% пользователей выходят в сеть с мобильных устройств), в социальные сети с мобильных устройств предпочитают выходить только 22% пользователей. 71% респондентов ответили, что предпочитают заходить в социальные сети с домашних компьютеров. На рабочем месте социальными сетями пользуются только 8% опрошенных. 

Как и два года назад, социальные сети прежде всего остаются местом для общения с друзьями - об этом заявили по 93% опрошенных во время последнего и предыдущего опросов. Свои хобби и увлечения через социальные сети реализовывают 64% пользователей, а два года назад такой ответ давали 46% респондентов. Выросла и доля людей, ищущих и распространяющих информацию через социальные сети, - с 42 до 62%. Даже работают в социальных сетях теперь больше четверти пользователей (26%). В 2012 году такой ответ давали 18% респондентов. 

В ходе опроса выяснилось, что 5% интернет-пользователей посещали социальные сети раньше, но сейчас отказались от этого. Половина из них объяснили свое решение тем, что социальные сети отнимают много времени. Треть сказали, что потеряли интерес к социальным сетям. А чуть более четверти пожаловались на то, что эти ресурсы не обеспечивают приватность. 

Бизнес в социальных сетях 

Казалось бы, бизнес должен был активно пользоваться предпочтениями россиян и вслед за ними идти в сеть, однако подавляющее большинство российских компаний не ведут корпоративных страниц в социальных медиа. Те, кто используют этот канал коммуникации, предпочитают обходиться своими силами и не привлекать специализированные компании. Таковы результаты опроса предпринимателей, проведенного Центром современных исследований "ProResearch" совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года. 

По данным НАФИ и "ProResearch", социальные сети используют 23% компаний, наиболее популярная среди бизнеса сеть - "ВКонтакте", корпоративную страницу в которой ведет каждая пятая организация. Еще 7% участников опроса указали, что выбирают "Одноклассники" и 6% Facebook. Наименее востребованным оказался LinkedIn, который не отметил практически ни один из участников исследования. Не пользуются популярностью также "Твиттер" и "Мой мир". 

Их выбрали всего несколько процентов предпринимателей, указавших, что пользуются этими сетями лично, но не для корпоративных целей. "Стоит отметить, что используют социальные сети для продвижения компании 30% малого и 26% среднего бизнеса. Данный показатель практически не отличается среди компаний, основанных в разные годы. 

Так, среди предприятий, начавших работу до 1990 года, свою учетную запись имеет каждый четвертый, что совпадает с активностью молодых компаний, стартовавших в 2001 году и позже", - говорится в материалах исследования. Большинство участников опроса, использующих социальные сети, наполняют странички компаний своими силами (62%). 

Только 13% отдают ведение корпоративных аккаунтов на аутсорсинг, еще 20% намереваются поступить также. При этом, чем моложе компания, тем чаще она привлекает подрядчиков для ведения корпоративных аккаунтов: среди компаний, образованных в 2001 году и позже, 36% либо уже делегировали ведение корпоративных аккаунтов, либо скоро это сделают, тогда как среди начавших работу в 1990-2000 годы этот показатель насчитывает 22%. 

Около 24% участников опроса, представляющих средний бизнес, уже пользуются услугами сторонних специалистов и еще столько же планируют начать это делать. Среди малого бизнеса только 8% отдают ведение социальных сетей сторонним SMM-специалистам и 20% намереваются начать данную практику. Те, у кого есть аккаунт, преимущественно используют его как рекламный канал, а другие просто следуют моде или поддерживают общение со своими клиентами. 

"Рынок SMM имеет большой и долговременный потенциал для роста. В современном мире социальные сети - уже не просто один из способов пиара или средство поддержания коммуникации с клиентом. Это важнейший элемент всей маркетинговой стратегии, - считает Влад Почепцов, исполнительный директор ProResearch. - Грань между онлайн и офлайн стирается, а значит, присутствие бизнеса в Интернете становится необходимостью. Кроме того, наличие страницы компании в социальных сервисах - это гарантия лучшего ранжирования ее сайта в поисковых выдачах, что значимо как для продаж, так и выстраивания отношений с контрагентами".

Алексей Земцов