Гудок - Россияне будут экономить на одежде и автомобилях

24 Сентября 2014

Согласно опросу "Ромира", самой популярной крупной покупкой в России, которую планируют совершить российские граждане, стала одежда. В связи с нестабильной экономической ситуацией потребитель будет покупать что подешевле, экономя на качестве, утверждают социологи. А от покупки нового авто многие наши сограждане были вынуждены отказаться.

В сентябре исследовательский холдинг Ромир провел общероссийское исследование на тему "Какие крупные покупки вы совершали за последние полгода, а какие планируете совершить (также за следующие полгода)?". Как выяснилось, самой популярной крупной покупкой в России стала одежда. Почти половина участников исследования (45%) в качестве одной из крупных покупок прошедшего полугодия назвали куртки, шубы, пальто, платья и костюмы. 

"То, что большинство опрошенных назвали одежду своей самой крупной покупкой, логично. Дело в частоте покупки. Недвижимость в России тоже покупают, но делают это обычно раз в жизни, а вот одежду приходится покупать часто. Поэтому самой частой крупной покупкой являются именно одежда и обувь", — поясняет Игорь Березин, ведущий эксперт "Ромира". 

Среди планируемых покупок на следующие полгода опять же лидирует одежда. Планы о ее покупке анонсировали 40% опрошенных. Однако, как поясняют в "Ромире", одежда станет более дешевой. Инфляция, рост курса доллара дают о себе знать, а темпы роста заработной платы сокращаются. С 6—6,5% до 8—8,5% ускорилась инфляция потребительского рынка. 

Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились с 12% до 9% в номинальном выражении. А с исключением инфляционного фактора сокращение получилось более чем пятикратным: с 5% роста реальных доходов до 0,5—0,9%. "Исследование показывает, что люди не готовы покупать меньше одежды. Это сложно. Большинство людей в России покупают одежду именно по необходимости, когда нечего надеть. В среднем человеку нужно 3 пары обуви в год, пару обуви носят в среднем 3—4 года. Покупать одежды меньше не получится, но теперь потребитель очень старается экономить, поэтому перейдет на одежду подешевле, худшего качества", — поясняет Игорь Березин. 

А вот на втором месте среди самых частых крупных покупок оказалась медицина. Как выяснилось, самой крупной покупкой медицинские услуги остаются в России для каждой пятой семьи (21% опрошенных). "И это понятно: деньги приходиться тратить на стоматологию, но не только. Количество услуг бесплатной медицины все время сокращается, люди вынуждены платить врачам", — комментируют в "Ромире". 

15% опрощенных сообщили, что планируют потратиться на медицину и в следующем полугодии. Очевидно, что в реальности россиян, заплативших врачам, станет больше, ведь свои болезни и расходы на них мы планировать не можем. В следующие полгода российские граждане планируют меньше отдыхать и больше работать. 

Самой большой крупной покупкой за последние полгода отдых (поездка куда-либо) стал для 20% наших соотечественников. Поехать отдыхать еще раз, с сентября по март, планируют только 9% опрошенных. "Обычно отдыхать в осенне-зимний период ездят только на Новый год, но совершать заграничные поездки может позволить себе только совсем небольшой слой населения", — говорит Игорь Березин. Стали ли люди отказываться от поездок в связи с кризисом на туристическом рынке и банкротствами туркомпаний? На этот вопрос социологи ответить пока не могут. 

"Это покажут опросы в конце октября и ноябре, когда люди станут думать о том, куда и как они поедут на Новый год", — пояснил эксперт "Ромира". Возможно, экономить в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране начинают на мобильных телефонах: за последние полгода мобильный телефон или смартфон стал самой крупной покупкой для 11% респондентов. А планируют купить новый всего 4,5% опрошенных. То же и с крупной бытовой техникой: ее купили 9%, а планируют купить всего 3%. (Правда, в "Ромире" поясняют, что такие результаты опросов экономию на этих категориях покупок не доказывают. Покупку телефонов и бытовой техники люди часто не планируют заранее, а покупают по мере необходимости.) 

"Экономить в современной экономической ситуации будут, прежде всего, на автомобиле. Просто потребители не смогут менять автомобили так часто, как им хочется. Будут ездить на старом транспортном средстве и дальше, 3—5 и более лет", — говорит Березин. Как показало исследование, доля семей, как совершивших покупку автомобиля в предыдущие шесть месяцев, так и планирующих такую покупку в ближайшие полгода, сократилась в 1,5 раза против показателей предыдущих лет. Например, за аналогичный период 2013 года автомобиль купили 8% опрошенных, а за прошедшую половину 2014 года только 4,5%. 

Планируют купить еще меньше — 3,5% опрошенных. Экономят, как ни странно, и на ремонте своего автомобиля. Только в одной из 12 семей (8,5%) в предыдущие шесть месяцев состоялись крупные расходы, связанные с ремонтом, техническим обслуживанием, тюнингом легкового автомобиля. В предыдущие годы этот показатель находился на уровне 9—12%. Не исключено, что часть автовладельцев отказалась от работ, носящих профилактический или необязательный характер, иили перенесла их на более поздний срок, например, на следующий год. По крайней мере запланировали такие работы на ближайшие шесть месяцев только 4% участников опроса или 9% тех, у кого в семье есть автомобиль. 

 Ольга Колтунова


Поделиться в соцсетях: