Гудок - Россияне отказываются от ресторанов и развлечений

2015-01-16

Исследование Sberbank Investment Research показало, что потребители в условиях кризиса переходят в режим жесткой экономии Россияне в массовом порядке отказываются от ресторанов, развлечений и отдыха, люди начали заметно экономить и проедать имеющиеся сбережения. 

Такие выводы содержатся в исследовании компании Sberbank Investment Research. В подготовленном обзоре потребительской уверенности анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. 

Отказываются от ресторанов 

Согласно обнародованным данным, в минувшем декабре доля покупателей, чувствительных к ценам, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. В частности, россияне начинают приобретать менее дорогие товары: 60% участников исследования пытаются экономить на товарах повседневного потребления. Что касается затрат далеко не первой необходимости, то в первую очередь россияне отказались от посещения кафе и ресторанов. Так, данную статью затрат уже урезало 70% респондентов. Следующими в списке "пострадавших" следуют расходы на развлечения (63%) и отдых (50%). 

Согласно данным исследовательского холдинга "Ромир", почти треть россиян (30%) активно посещают заведения общепита — кафе, рестораны, бары. Каждая пятая семья (22%) предпочитает проводить свободное время в кинотеатре. 17% респондентов регулярно ходят в рестораны быстрого питания. Салоны красоты, по данным "Ромир", посещают 13% опрошенных, 12% россиян утоляют культурный голод на выставках и в театрах — 11%. 

Сауну или баню посещают 9% опрошенных, еще 9% ходят играть в бильярд. Боулинг посещают 7% опрошенных. Меньше всего поклонников оказалось у драматического театра, оперы и балета — лишь 5% отметили, что посещают эти заведения. 4% периодически ходят в цирк и только 2% россиян пользуются услугами SPA-салонов. Социологи указывают на то, что средний чек россиян варьируется в зависимости от типа населенного пункта. К примеру, в городах с населением более миллиона человек респонденты больше всего средств тратят на покупку билетов в оперу или балет. 

В городах с населением более 500 тыс. человек респондентам дороже всего обходится посещение цирка — 1146 руб. Напомним, ранее глава Федерации рестораторов России Игорь Бухаров в интервью Gudok.ru заявил, что "ресторанный бизнес ощущает все экономические неурядицы в первую очередь". "Надо понимать, что ресторан — это не место, где человек удовлетворяет свои физиологические потребности, нет! Это все-таки то место, куда человек идет встретиться с друзьями, провести деловую беседу. Да, он идет в ресторан в том числе и поесть.

Но если стоит вопрос, куда потратить деньги и где поесть, то человек, естественно, выберет покупку продуктов в магазине и съест приобретенную еду дома. Рестораны — это первое, от чего люди начинают отказываться, если не понимают, что происходит. Когда человек лишается постоянного заработка, например, фирма, где он работал, закрылась, он ни за что не будет доставать деньги из заначки, чтобы пойти в ресторан", — заявлял Бухаров. 

Делают запасы 

Результаты проведенного Sberbank Investment Research исследования указывают также и на резкое падение индекса потребительской уверенности — до минус 24% в четвертом квартале 2014 года с минус 7% в третьем. "Мы объясняем эту динамику инфляционными опасениями, обеспокоенностью относительно ослабления рубля и ухудшением перспектив на рынке труда в связи с ростом геополитической напряженности и замедлением экономического роста", — отмечают в обнародованном обзоре аналитики Sberbank Investment Research. По их данным, средняя зарплата по стране в декабре осталась неизменной — 30 тыс. руб. 

Доля расходов на продукты питания в бюджете россиян также не изменилась — 38%. Однако все остальные расходы в семейном бюджете, за исключением платежей за жилищно-коммунальные услуги, заметно уменьшились. В исследовании также отмечается, что 46% опрошенных не изменили структуру и рублевую стоимость семейного бюджета. 

При этом 20% респондентов начало формировать продуктовые запасы, что может привести к снижению спроса в первом полугодии 2015 года. Аналитики также сообщают, что к началу 2015 года доля россиян без сбережений выросла до 42% с 37% в середине года. К тому же они стали меньше откладывать на черный день: 8,3% от своего ежемесячного дохода в четвертом квартале 2014 года против 8,9% в третьем квартале того же года. 

Скорее всего, россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений, полагают эксперты. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля респондентов, сообщающих, что имеют сбережения, за последние несколько лет практически не изменилась: это по-прежнему около трети россиян. 

Чаще других откладывают деньги обеспеченные (56%), высокообразованные (44%). Нет накоплений у 63% наших сограждан. Социологи также выяснили, что треть респондентов (33%) откладывает или собирается копить на покупку жилья: за квартал популярность данного способа вложения денег заметно выросла (с 25% в третьем квартале 2014 года). По данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин делает сбережения на черный день или просто на всякий случай (по 22%). Кроме того, еще 18% копят или планируют копить на лечение. 

Михаил Прибыловский