КоммерсантЪ - Телерейтинги собрали интернациональную аудиторию

02 Октября 2014

Зрителей российского ТВ хотят считать четыре компании 

На статус официального измерителя аудитории российских телеканалов нашлось четыре претендента: конкуренцию TNS Russia, принадлежащей британской WPP, на тендере составят американская Nielsen, немецкая GfK и российский "Ромир". На основании данных одной из компаний с 2017 года будут распределяться телерекламные бюджеты, превышающие 150 млрд руб. в год. Сам измеритель сможет за десять лет заработать больше 13 млрд руб. 

Вчера завершился сбор заявок на тендер по выбору измерителя аудитории российских телеканалов, который организует Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ), представляющий интересы крупнейших участников рынка -- "Газпром-медиа" (НТВ, ТНТ, "Пятница", ТВ-3, 2x2), ВГТРК ("Россия 1", "Россия 2", "Россия 24", "Россия К"), "Первого канала", "СТС Медиа" (СТС, "Домашний", "Перец") и "Национальной Медиа Группы" (РЕН ТВ и "Пятый канал"). 

Заявки прислали четыре компании, сообщил "Ъ" глава ИКТ Александр Костюк: действующий телеизмеритель TNS Russia (входит в Kantar Media, принадлежащую британской WPP), американская Nielsen, немецкая GfK и российский холдинг "Ромир". Все они внесли обеспечение 10 млн руб. Теперь у ИКТ есть 45 дней на рассмотрение заявок. На основании телерейтингов продается реклама на ТВ. В прошлом году ее объем на эфирных каналах составил, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, 152,2 млрд руб. 

С конца 1990-х рейтинги измеряет TNS Russia, хотя в 2004 году индустрия уже пыталась сменить измерителя. Победителем тендера Медиакомитета стала итальянская AGB, но 7 из 13 членов комитета с этим не согласились. В результате каналы продлили договоры с TNS, а гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст отказался признавать данные этого измерителя. В ноябре 2013 года по инициативе "Первого канала", "Газпром-медиа" и ВГТРК был создан новый комитет -- ИКТ. 

На прошлой неделе ИКТ скорректировал максимальную стоимость контракта с будущим победителем конкурса. Первоначально она оценивалась в 1,225 млрд руб. в год на десять лет, начиная с 2017-го, а сейчас в документации фигурируют уже $35 млн. Это 1,388 млрд руб. по действующему курсу ЦБ. Цену изменили, чтобы "вывести за скобки курсовые колебания", пояснил господин Костюк. Стоимость будет ежегодно корректироваться с учетом индекса потребительских цен Росстата. За неделю до окончания приема заявок в документации появилось новое условие -- необходимость иметь на балансе оборудование. 

Таким образом, ИКТ попытался защититься от "вторичных участников, которые покупают оборудование, бывшее в употреблении", говорит господин Костюк. Но гендиректор "Ромира" Андрей Милехин видит в этом попытку отсеять российские компании. "На тендере явные преференции отдаются западным корпорациям. Из них только TNS может легко уложиться в заявленную сумму, так как первоначальные вложения в оборудование сделаны уже давно",-- уверен он. 

Технология самого "Ромира" в принципе не предполагает специального оборудования и основана на записи звука при помощи ПО, установленного на смартфоны и планшеты участников панели. Все три западные компании могут создать панель в требуемые сроки, убежден руководитель отдела медиаисследований российского офиса GfK Сергей Кетов. В TNS не комментируют ход тендера, в Nielsen не ответили на вопросы "Ъ". 

Два месяца назад ИКТ о возможном участии уведомляли еще четыре компании: Synovate Comcon (входит во французскую Ipsos), ВЦИОМ, петербургские "Автоматические радиоэлектронные системы" и болгарская GAGB. В головном офисе Ipsos решили отказаться от участия в тендере из-за "высоких инвестиционных рисков, которые сейчас связывают с Россией", пояснила "Ъ" гендиректор Synovate Comcon Елена Конева. 

Анна Афанасьева


Поделиться в соцсетях: