Коммерсантъ-Деньги - Путешествие кризис-классом
Как теперь будут отдыхать россияне
В новогодние праздники путешествовать отправилось на 2,8 млн россиян меньше, чем годом ранее. Схлопывающийся из-за девальвации рубля и закрытия Турции с Египтом туристический рынок пытается переориентироваться на внутренние направления. Впрочем, и они в сезоне-2016 многим могут оказаться не по карману.
Новый год получился совсем домашним праздником. Дома или на даче собиралось остаться 79% жителей страны, свидетельствовали данные декабрьского опроса исследовательского холдинга "Ромир". Но, согласно январскому обзору Sberbank CIB "Потребительский индекс Иванова", никуда не поехали куда больше россиян -- аж 93%, т. е. около 135 млн человек -- на 2,8 млн больше, чем в прошлом году. Бюджет домашнего новогоднего праздника, по той же информации Sberbank CIB, сократился на 1,4% относительно уровня годичной давности (с 7077 руб. до 6978 руб.); а поскольку цены в магазинах выросли, столы и подарки, надо понимать, выглядели в среднем по стране заметно скромнее.
Впрочем, бюджетных развлечений было немало. В одной только Москве, украшенной невиданной иллюминацией, на январских каникулах работали 42 новогодние ярмарки, за праздники, по словам главы столичного департамента культуры Александра Кибовского, их посетило 10 млн человек. По московским музеям прошлось более 825 тыс. человек -- почти на 100 тыс. больше, чем в прошлогодние праздники, подчеркивал Кибовский.
Многие столичные музеи, к слову, с 2 по 10 января работали бесплатно. А вот за кино надо было платить, и число походов в кинотеатры на этих каникулах, по данным РБК, снизилось на 30% по стране, вследствие чего на 25% (до 3,1 млрд руб.) рухнули сборы российского проката.
Неподъемная заграница
Поток выезжающих на отдых за границу в прошлом году сократился на 40%, считает эксперт по туризму, профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь.
По данным Росстата за девять месяцев 2015 года (более свежих нет), число туристических поездок за рубеж составило 27,5 млн -- на 25% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В январе 2016-го, по недавней информации АТОР, объемы выездного туризма сократились еще на 30%. Одной из главных тенденций по выездному туризму стало сокращение глубины продаж.
"Активная продажа туров пришлась на последние три недели декабря -- не было серьезных объемов раннего бронирования",-- рассказывает президент туроператора "Натали Турс" Владимир Воробьев. Всему виной непрогнозируемый курс валют.
"Люди очень чувствительны к стоимости туров, поэтому часто предпочитали покупать их в последний момент",-- подтверждает гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная. По мнению исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, Египет довольно долго занимал первую строчку в рейтинге популярности на новогодних каникулах, и отсутствие в этом году возможности поехать туда не привело к существенному оживлению на других направлениях.
"Они все равно дороже",-- констатирует Ломидзе. Туроператоры, в свою очередь, считают, что Египет успешно "заместили" Объединенные Арабские Эмираты, которые вошли в тройку наиболее востребованных у россиян новогодних направлений. "Лидерство ОАЭ вполне объяснимо -- это направление, которое мы предлагаем в качестве альтернативы Египту,-- поясняет представитель Tez Tour Лариса Аханова.-- Они относительно схожи по ряду параметров -- длительности перелета, соотношению цена--качество, стоимости размещения".
"Средний чек на недельный тур в ОАЭ на январские праздники начинался с $600 на человека",-- оценивает Воробьев. В число популярных направлений вошли Таиланд, Индия, Иордания, Доминикана, из горнолыжных курортов -- Андорра, Болгария, Австрия, Италия. "Объемы, конечно, упали, но спрос на эти направления устойчивый",-- констатирует Подгорная.
Популярнее неожиданно стала Белоруссия -- по данным Министерства спорта и туризма республики, турпоток из России на новогодние праздники вырос в 1,2 раза. "Отдых в Белоруссии предпочло на 18% больше россиян, чем в прошлом году",-- подтверждает тенденцию коммерческий директор национального туроператора "Алеан" Оксана Булах.
Склон в новогоднюю ночь
В путешествия на Новый год в этот раз отправилось около 11 млн россиян, из них в поездки по стране -- чуть больше 7 млн человек, следует из данных Sberbank CIB. Среди отечественных направлений уже не первый год уверенно лидирует Краснодарский край -- в основном благодаря горнолыжному комплексу в Красной Поляне. Загруженность отелей на ее курортах, по данным АТОР, на январских каникулах приближалась к 100% -- уже в начале декабря на Booking.com практически ничего нельзя было забронировать.
Основная претензия к сочинскому курорту -- дороговизна. "За потраченные на Красную Поляну деньги я бы запросто скатался в Андорру, на тот же период и в таких же условиях!" -- возмущается Дмитрий Б. сразу на нескольких популярных сайтах с отзывами. По его словам, цены на сайтах не соответствовали реальным, что вызывало массу конфликтов между персоналом и отдыхающими.
Но есть и изменения к лучшему: несмотря на востребованность краснополянских курортов, жалоб на загруженность трасс и очереди в этом году меньше -- недаром администрация Сочи в конце прошлого года обратилась к жителям Кубани с просьбой не ездить в Красную Поляну на каникулах, так как "спрос туристов в эти дни значительно превышает комфортную емкость горнолыжных трасс". К тому же в этом году администрация города ограничила количество ски-пассов. Однако не все стали утруждать себя такими мерами.
"Что касается горнолыжных курортов Северного Кавказа, основные претензии предъявлялись к загруженности инфраструктуры -- подъемников, трасс. Чего и следовало ожидать при резком увеличении спроса",-- рассказывает Оксана Булах из "Алеана".
Недовольство туристов вызывали и бытовые сложности. "В номере отеля холоднее, чем на улице, горячая вода лишь прикидывается таковой, а в трех банкоматах деревни деньги кончились так же быстро, как и в нашем кошельке",-- жалуется Полина Ц. на условия отдыха на популярном горнолыжном курорте "Домбай" (Карачаево-Черкесия). При этом номер, по ее словам, был обозначен как полулюкс и стоил 4 тыс. руб. в сутки на двоих: "Никакие завтраки не включены, уборка тоже не предполагается, из предметов гигиены -- полотенца и туалетная бумага". Помимо дорогих и загруженных гор россияне из-за финансовых трудностей заново открыли для себя города Золотого кольца и Серебряного ожерелья (другое название -- Серебряное кольцо; входят Великий Новгород, Санкт-Петербург, Псков, Вологда и некоторые другие города СВФО).
"Мы хотели на январские поехать в Эстонию, но поздно спохватились -- в декабре могли возникнуть трудности с визой, да и курс евро не радует,-- рассказывает Елена К.,-- так что решили проехаться в Питер, заодно заглянуть в Псков. Там нам, правда, не понравилось -- смотреть совершенно нечего, да и отель был так себе". У путешественников с детьми популярностью на Новый год традиционно пользовался Великий Устюг с резиденцией Деда Мороза -- спрос на поездки в конце 2015 года, по данным АТОР, вырос на 20%.
По словам Оксаны Булах из "Алеана", компания отмечала и вовсе двукратный рост спроса на туры в Великий Устюг по сравнению с прошлогодними праздниками. Как альтернатива "закрытым" в конце прошлого года Египту и Турции активно пропагандировался Крым -- по данным декабрьского опроса "Ромир", на праздники туда собиралась треть россиян из тех, кто планировал поездку внутри страны. "Люди ездили в Турцию в декабре, даже несмотря на то что зимой там купаться холодно, но в Крым так мало кто поедет,-- рассуждает Анна Подгорная из "Пегас Туристик".-- Турция шла к этому двадцать лет".
Тот факт, что полуостров не может стать полноценной заменой Турции и Египту, признают и крымские власти: по словам главы республики Сергея Аксенова, за год регион не смог поднять сервис на уровень, сопоставимый с турецким. Интерес россиян к отдыху в Крыму основательно подорвал блэкаут со стороны Украины. В начале декабря заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, курирующая работу Федерального агентства по туризму, говорила о массовых отказах от поездок в Крым из-за энергоблокады, эту информацию подтверждали и в АТОР.
В Минкурортов республики, однако, "Деньгам" эти сведения с возмущением опровергли: "У нас не было массового отказа туристов от путевок или бронирования". На вопрос, а что, собственно, делать в Крыму в январе, в ведомстве заявили, что для привлечения туристов на каникулах они организовали 70 новогодних программ с развлекательными мероприятиями. Для их анонсирования даже запустили специальный промосайт crimeawithlove.ru.
Но несмотря на заявленную активность, в Минкурортов Крыма не смогли точно сказать, сколько туристов они в итоге приняли в январские праздники. "Блэкаут не мог не повлиять на туристический поток",-- убеждена Майя Ломидзе из АТОР. По ее словам, заявок на отдых в Крыму в новогодние праздники в этот раз было в два раза больше, чем в 2014 году, но лишь немногие действительно туда поехали. Реальной же статистики по отдохнувшим на полуострове на январских каникулах пока нет.
Внутреннее подорожание
Из-за серьезного сокращения спроса на заграничный отдых в прошлом году с рынка ушло около 70% туроператоров выездного туризма, подводила итоги АТОР. В 2016-м, по словам исполнительного директора ассоциации Майи Ломидзе, эта тенденция сохранится, и число ориентированных на заграницу туроператоров с нынешних 685 компаний может сократиться еще на 25%. "Те, кто в основном специализировался на выездном туризме, стали предлагать своим клиентам Россию",-- говорит Оксана Булах из "Алеана".
По ее словам, в течение прошлого года процент турагентств, бронирующих Россию, вырос на 32%. Пока, однако, 80% путешествующих по стране, по декабрьским данным АТОР, предпочитают организовывать поездки самостоятельно. Тем не менее услуги туроператоров в этом сегменте перед Новым годом оказались востребованы: в Coral Travel туры по России на Новый год составили 22% от общего объема продаж, в "Пегас Туристик" эта цифра достигла 30%, в "Библио Глобусе" туры по России (преимущественно по направлению "Сочи") составили более половины всех продаж.
Во "внутреннем" сегменте начали появляться и новые игроки -- 8 декабря о выходе на рынок внутреннего туризма сообщил туроператор Tez Tour. "По нашей оценке, Россию выберет не менее 20% наших клиентов",-- уверена представитель компании Лариса Аханова. По ее словам, пока речь идет о курортах Краснодарского края, решения по другим направлениям будут приниматься отдельно. Туроператор "Натали Турс" иначе подошел к вопросу внутреннего туризма -- в середине декабря он предоставил своим клиентам возможность забронировать на сайте компании отель в Крыму, Сочи, Москве и Санкт-Петербурге.
"Мы не сторонники того, что туроператоры должны заниматься организацией туров в сегменте внутреннего туризма, люди больше нуждаются в сервисах, через которые они могут забронировать отель, перелет, экскурсии",-- объясняет создание сервиса президент компании Владимир Воробьев. Две трети звонков в колл-центр "Натали Турс" в декабре было связано с организацией новогоднего отдыха в России. В среднем объемы потока на основных российских популярных направлениях в новогодние праздники выросли на 10% по сравнению с новогодними каникулами 2014/2015 годов, считает Ломидзе. Но этот рост в 1,5-2 раза меньше, чем эксперты рынка прогнозировали в октябре-ноябре прошлого года.
"Новогодние программы внутри России подорожали на 15-17% по сравнению с прошлым годом",-- объясняет она. Вынужденный спрос на отдых в России неумолимо ведет к росту цен -- как заявила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина газете "Коммерсантъ", цены на размещение в Крыму в летний период к середине января уже выросли на 15-20%, а к началу летнего сезона подорожание может достигнуть уже 30%.
"Цены в крымских отелях действительно растут,-- подтверждает Анна Подгорная из "Пегас Туристик".-- Но основная доля в стоимости тура все равно приходится на перелет, а значит, если речь идет о пакетном туре с отелем сравнительно низкой ценовой категории, на его стоимости это подорожание так сильно не отразится".
Глава Крыма Сергей Аксенов, в свою очередь, заявил, что не допустит превращения региона "в самый дорогой курорт России", но как этого будут добиваться -- пока неясно. В дальнейшем спрос на внутренние направления в любом случае будет расти, убеждены туроператоры. В "Пегас Туристик" рассчитывают на успешную продажу летних пакетных туров в Сочи, Анапу, Крым и на другие отечественные курорты.
"Если в прошлом году пакетные туры по России для нас были своеобразным стартапом, то этим летом, мы полагаем, они составят более половины продаж",-- рассказывает гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная. В начале января председатель правительства Дмитрий Медведев предложил ввести субсидии для тех игроков рынка, которые сосредоточатся на национальных маршрутах. Пока, впрочем, конкретные решения не приняты.
Марина Кругликова
Поделиться в соцсетях: