Коммерсантъ-FM - "Разные формы просмотра фильмов не мешают друг другу"

25 Июня 2013

Walt Disney и Sony Pictures в Южной Корее решились на эксперимент: кинокомпании намерены сократить там период времени между выходом фильма на широкий экран и доступа к нему кабельных каналов. Новая схема не навредит кинопрокатчикам, уверены эксперты. Walt Disney и Sony Pictures проводят эксперимент по сокращению так называемого прокатного окна — промежутка между дебютом фильма в кинотеатрах и его выпуском в формате видео по запросу в кабельных телесетях. Эксперимент запущен в Южной Корее — восьмом по объему кинорынке в мире.

Такая схема проката может привести к тому, что кинотеатры и спутниковые сервисы поделят между собой различные жанры фильмов, считает управляющий партнер исследовательской компании Romir Movie Research Олег Иванов. "Разные формы просмотра фильмов, можно сказать, не мешают друг другу, потому что какие-то фильмы нужно смотреть в домашней обстановке, а какие-то фильмы требуют большого экрана. 

Поэтому риск у продюсеров в этом смысле не очень высок. Кинотеатры всегда были заинтересованы в том, чтобы это окно существовало и держалось как можно дольше. Но при этом, постольку поскольку довольно широкое предложение по разным видам фильмов, видимо, для каждого вида просмотра существует своя категория, то есть здесь нет большой угрозы бизнесу кинотеатров", — говорит он. Кинокритик Дмитрий Бавырин считает, что возможные убытки от развития систем видео по запросу кинотеатры смогут компенсировать за счет предложения новых услуг и развлечений. 

"Массовый зритель, которой составляет основную кассу кинотеатров, это именно молодой зритель. И кинотеатр является не просто местом, где показывают кино, он является местом сосредоточения интертеймента в более широком смысле: от магазинов до игровых автоматов, от мест встреч до мест свиданий, от вечернего досуга до каких-то других мероприятий. В кинотеатр ходят не только для того, чтобы просто посмотреть фильм", — считает он. 

Прокатное окно существует на большинстве крупных кинорынков. Так, крупнейшие американские сети кинотеатров устанавливают промежуток между дебютом картины и ее выходом на видеоносителях не меньше 90 дней. В последние годы различные студии предпринимали несколько попыток сократить прокатное окно. В 2011 году компания Disney провела эксперимент в Португалии, в рамках которого мультфильм "Рапунцель: запутанная история" стал доступен в формате видео по запросу всего через полтора месяца после кинорелиза. 

В тот же год компании Sony, Warner Brothers, Universal Pictures и 20th Century Fox выпустили несколько своих фильмов в формате видео по запросу через спутникового оператора DirecTV. При этом фильмы выходили лишь через 60 дней после кинорелизов в США и стоили по $30 за просмотр – в шесть раз больше стандартной цены видео по запросу. 

Эксперимент с DirecTV был признан неэффективным. Позже в 2011 году компания Universal предложила выпустить в двух городах комедию "Как украсть небоскреб" через три недели после дебюта в кино по цене в $60. От эксперимента пришлось отказаться из-за резкого протеста прокатчиков. По данным Wall Street Journal, к эксперименту Sony и Disney в Южной Корее проявляют активный интерес другие голливудские студии. Однако последовать примеру коллег они будут готовы только после подведения итогов эксперимента.

Даниил Ротштейн


Поделиться в соцсетях: