Московский комсомолец - Россияне перестали покупать товары высокого качества и ездить на отдых

2015-04-02

Социологи "Ромир": "Снижение доходов привело потребителей в состояние глубокого уныния" 

Россияне вынуждены тотально экономить на дорогих товарах и услугах. Почти 40% участников масштабного исследования заявили: в прошедшие 6 месяцев их семьи не совершили ни одной крупной покупки или траты. 53% респондентов признались, что не планируют крупных расходов и в следующие полгода. 

"Снижение реальных доходов привело потребителей в состояние глубокого уныния. Восстановления потребительского оптимизма в ближайшие полгода, вероятно, не предвидится", - сообщили "МК" социологи "Ромир". Согласно выводам ученых выбор одежды и обуви резко сместился в нижние ценовые сегменты. Приходится констатировать почти двукратное снижение количества обращений к услугам платной медицины - скорее всего, за счет резкого урезания профилактических визитов. Если ситуация примет затяжной характер, возможен рост тяжелых (вовремя не диагностированных) заболеваний и смертности. 

Только 6% (беспрецедентно низкий показатель за последние 5 лет) участников исследования рассказали о планах крупно потратиться на отдых. Если ближе к лету настроения не изменятся, туристический сезон будет с треском провален. Лишь 3% россиян назвали расходы на походы в театр и кино, кафе и рестораны, музеи и выставки в числе серьезных трат прошедшего полугодия (до осени 2014 года показатель достигал 13%).

 На ближайшие шесть месяцев крупные расходы на развлечения запланировали только 1% участников исследования. В следующие полгода приобретать автомобиль собираются только 3% респондентов - самый низкий показатель за пять лет измерений. А вот на чем российские автовладельцы уже начали жестко экономить, так это на ремонте и тюнинге своих машин. Вероятно, значительная часть автовладельцев отказалась от работ, носящих необязательный характер, и старается пользоваться сервисами только в случае острой необходимости. 

Ольга Грекова