Независимая газета. Под Новый год россияне боятся покупать

2011-12-09

Социологи говорят о растущих экономических опасениях, а банкиры прогнозируют рекордные траты населения

Этой осенью более трети граждан России отказались от запланированных ранее крупных покупок, что свидетельствует о довольно высоком уровне потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности, сообщили вчера социологи исследовательского холдинга «Ромир». Между тем банковские аналитики прогнозируют кульминацию покупок: в предновогодний период россияне потратят свыше 500 млрд. руб.

В ходе опроса, который «Ромир» проводил в конце ноября среди взрослого населения в восьми федеральных округах РФ, треть его участников (33%) признались, что им пришлось отказаться от тех или иных крупных покупок, запланированных на осень 2011 года. Как сообщили эксперты холдинга, доля таких респондентов в текущем году меньше, чем три года назад (46%), когда проводился аналогичный опрос, «однако близка к опасному уровню, который может начать оказывать негативное влияние на экономическую динамику». Четверть участников опроса (24%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных крупных покупок. Еще 23% сообщили, что у них таких планов вообще не было.

Отказники чаще всего сообщали, что им пришлось отложить на будущее приобретение автомобиля – 15%, пересмотреть планы относительно ремонта в квартире – 12%, отказаться от поездки на отдых и покупки мебели – по 10%, дорогой одежды и бытовой техники – по 9%, компьютеров и ювелирных украшений – по 7%.

«Очевидно, что в конце ноября россияне были настроены весьма неоптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования. И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то эти рынки уже в первом полугодии 2012 года ждут нелегкие времена, – заявил Интерфаксу ведущий консультант холдинга «Ромир» Игорь Березин. – В этих условиях властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели – курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области положительных значений, что, конечно, очень важно, но и думать о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства и неуверенности».

Впрочем, представители банковской сферы серьезных проблем не ожидают. Как сообщили вчера аналитики подразделения по работе с частными клиентами Ситибанка, общий объем трат россиян в декабре составит около 2,6 трлн. руб., пятая часть из которых придется на расходы, связанные с Новым годом.

«В течение всего года мы наблюдали один из самых высоких уровней потребительской активности со стороны наших клиентов, которая охватывала все категории трат по кредитным картам, включая платежи в Интернете, – пояснил член совета директоров Ситибанка Михаил Бернер. – Невзирая на замедление роста в Западной Европе и Северной Америке и связанное с ним снижение потребительского оптимизма, мы полагаем, что предновогодний месяц останется для россиян кульминацией всех годовых трат».

При этом ожидается, что основной подарочный удар примут на себя жители Санкт-Петербурга (прирост расходов на 38%) и российских регионов (рост на 30%). Для москвичей рост покупок в период новогоднего бума составит около 21% от среднегодовых значений. В среднем по Москве дополнительные новогодние траты банкиры прогнозируют на уровне 18 тыс. руб. на каждого жителя, что на 2 тыс. руб. больше, чем в прошлом году. В Санкт-Петербурге сумма новогодних покупок в среднем составит около 16 тыс. руб. (на 4 тыс. больше, чем в 2010 году). В регионах – 11 тыс. руб. (на 3 тыс. больше, чем в 2010 году).

В десятке основных направлений расходов, по мнению аналитиков Ситибанка, по-прежнему останутся магазины одежды (11% от всех предполагаемых покупок в декабре), супермаркеты и продуктовые магазины (с общей долей в 9%), гостиницы (5%), а также рестораны быстрого питания (5%) и бытовая техника (5%). Традиционно самыми популярными категориями станут алкогольные магазины и магазины игрушек: по сравнению со среднегодовыми значениями для них рост составит 123% и 93% соответственно. Кроме того, ожидается, что существенно – на 70% – вырастет интерес к бытовой технике. Далее последуют траты на фотоуслуги (61%) и компьютеры (58%). Музыкальные магазины опередят книжные (71% против 46%), в супермаркетах и магазинах товаров для дома отклонение от среднегодового значения составит 48% и 45% соответственно.

Оптимизм высказывают и опрошенные «НГ» независимые эксперты. «Я могу сказать, что пока не видно факторов, которые бы могли резко негативно повлиять на новогодние траты, – говорит аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. – Ситуация с доходами более или менее стабильная, разговоры о кризисе пока остаются только разговорами, так что, на мой взгляд, «прижиматься» в расходах повода нет. А в общем, ситуация очень неопределенная – непонятно, как будет развиваться кризис в Европе, к этому добавляется некоторая неопределенность относительно политики правительства».

Эксперт компании БКС Олег Ширяев также отмечает, что предновогоднее время в России – традиционное для массовых покупок, и чем семья обеспеченнее, тем дороже подарки. «Я думаю, что под конец 2011 года люди начнут активнее тратить и никакой кризис этому не помеха. Новый год очень любим в России. Но все же неразумно тратить все свободные сбережения на предновогодние покупки. Чтобы застраховаться от возможных экономических потрясений и просто позаботиться о завтрашнем дне, необходимо четко планировать свои расходы и доходы».

http://www.ng.ru/economics/2011-12-09/4_newyear.html