Новые Известия - Цены на летних каникулах
Продуктовая корзина «НИ» подешевела в июле на 1,3%
В июле по сравнению с предыдущим месяцем продуктовая корзина «НИ» хоть и незначительно, но подешевела - на 1,3%. Главную роль в этом сыграл сезонный фактор: летом и осенью российский рынок может в значительной степени конкурировать с импортом, который в основном определяет цену в «неурожайный» сезон зимой и весной.
Особенно это касается фруктов и овощей, демонстрирующих наибольшие ценовые колебания: если отечественный картофель стал доступнее на 36,4%, то заморские апельсины подорожали на 53,7%. Бананы сбросили с июньской цены 40,8%. Прежде всего за счет «Перекрестка» и Преображенского рынка, снизившего на них свои ценники соответственно на 34% и совершенно удивительные 79%. Но бананы - особый случай, цены на них, как отмечают эксперты, крайне нестабильны: могут скакать с амплитудой в 20-30% в течение одной недели.
Пять-шесть месяцев в году (включая июль) для бананов считаются низким сезоном, когда на прилавках много дешевых фруктов нового урожая: ягод, яблок, груш. По мнению директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Владимира Колычева, в нынешнем году сезонное снижение цен будет более выраженным, чем обычно: начавшись в середине июля, оно продлится по конец сентября.
«У нас обычно дефляция - это август-сентябрь, - заявил чиновник. - В основном дефляция связана с урожаем и соответственно с продовольствием. Зимой мы продовольствие импортируем, а летом этот эффект отыграется обратно». Ранее Минэкономразвития выпустило официальный прогноз, по которому по итогам 2015 года прирост потребительских цен составит 12-12,4%. В июле, как сообщил Центробанк, наблюдалось временное ускорение годовой инфляции - 15,8%.
Обусловлено оно было прежде всего повышением тарифов на услуги коммунального хозяйства. Продукты здесь ни при чем. Действительно, отечественная плодоовощная продукция подешевела в прошлом месяце практически вся: лук репчатый - на 9,6% (в «Пятерочке - на 39%), морковь - на 13,2% (на Преображенском рынке - на 50%), помидоры - на 8,4% (в «Перекрестке» - на 33%), яблоки - 4,9% (в «Перекрестке» - на 29%).
Что касается прибавивших в цене 53,7% апельсинов (на Преображенском рынке и в BILLA соответственно 96% и 100%), то скачок этот, скорее всего, объясняется тем, что импорт фруктов ведется традиционно на заемные средства, а российские участники рынка в условиях санкций не всегда получают доступ к стабильному источнику кредитования.
Кроме того, объемы ввоза меняются в зависимости от рисков, связанных с морскими перевозками, логистикой и урожайностью. На 2,3% и 3,2% соответственно подорожали хлеб ржаной и батон «Нарезной», на 8,7% - курица, на 5,3% - сахар-песок, на 8,4% - колбаса «Докторская», на 1,9% - молоко длительного хранения. Довольно странной выглядит ситуация с растительным маслом, числящимся в списке социально значимых продуктов.
В «Перекрестке» его стоимость повысилась на 72%, в «Пятерочке» - на 67%. Примером ценовой незыблемости остается говядина, которая практически не дешевеет, а если с ней это и случается, то максимум на 9% - до 548 рублей за килограмм, как в «Виктории». Кстати, Национальная мясная ассоциация подсчитала, что потребление мяса в 2015 году уже сократилось на 2-3%, а по итогам года снизится на 6-8%. Широким массам оно не по карману - реальные доходы уменьшились, и сейчас россияне стремятся экономить на продовольствии, которое в объеме их расходов занимает от 30% до 50%.
По данным недавнего социологического исследования «Ромир», 28% респондентов приобретают в магазинах лишь самые необходимые продукты, а 24% выискивают на полках самые дешевые. Например, падает спрос на элитные макароны и растет на самые доступные - из хлебопекарной муки. Естественно, в условиях эмбарго все это не могло не отразиться на прибыли как производителей продуктов питания, так и торговых точек, их реализующих. Из-за чего на рынке в разы вырос объем продуктового брака и фальсификата. Компании выкручиваются как могут.
«Некоторые снижают стоимость товара за счет использования сырья более дешевого, но не всегда лучшего с точки зрения качества, уменьшают размеры упаковки», - говорит директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Молоко в упаковках 900 миллилитров вместо 1 литра, а бакалейные товары - в пакетах 900 граммов вместо 1 килограмма стали массово появляться еще в 2008 году. Но сейчас тенденция усилилась: и молоко и бакалею часто пакуют в пакеты по 750 миллилитров и граммов соответственно.
Георгий Степанов
Поделиться в соцсетях: