РБК - Отечественный авторынок потенциально дефицитен

2013-06-05

Городская Россия обеспечена автомобилями более чем на 70%. Причем четверть семей имеет два автомобиля и более, сообщает Ромир. При этом потенциал спроса на автомобили в России остается еще очень высоким. Так, в каждой восьмой семье серьезно задумываются о смене автомобиля в течение ближайшего года. При этом не всегда подразумевается новая иномарка, тем более дорогая. 

По данным официальной статистики (ГИБДД, Росстат) около половины российских семей имеют в собственности хотя бы один автомобиль. Половина российских семей автомобилей не имеют. По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир среди городского населения в мае текущего года, 73% респондентов имеют в своих семьях, по крайней мере, один автомобиль. И 27% семей не имеют автомобилей. 

На наличие или отсутствие автомобиля в семье значимым образом влияют два фактора: семейное положение и уровень материального дохода. Причем, семейное положение оказывает существенно более значимое влияние, чем доход. Так, среди холостых и особенно разведенных горожан значительно меньше автовладельцев, чем среди тех, кто живет в законном или гражданском браке. 

Среди всей совокупности горожан-автолюбителей три четверти владеют одним автомобилем, а в каждой четвертой семье имеет две машины. Причем на факт владения двумя автомобилями влияет в основном уровень материального обеспечения семьи. Среди семей с высоким уровнем дохода двумя автомобилями владеют 30% домохозяйств, а среди автовладельцев с невысокими доходами второй автомобиль имеют только 5% семей. 

Треть респондентов владеют "новым" автомобилем (до 3-х лет). В этой группе преобладают автомобили иностранного производства - 25% против 8% отечественного. 

Таким образом, по оценкам Ромир, во владении у ядра целевой аудитории (а именно на эту группу было направлено исследование) находится около 5,5-6 млн. новых автомобилей. Что составляет около 85% от совокупных продаж новых легковых автомобилей за последние три года. 

Более четверти семей владеют автомобилем, выпущенным 3-5 лет назад. В этой группе также преобладают (75%) иностранные автомобили. Менее 20% домохозяйств имеют автомобиль, выпущенный более 10 лет назад. Вот в этой группе владельцев иностранных и отечественных авто почти поровну. 

В целом среди участников опроса Ромир 36% (чуть более трети) владеют автомобилями российского производства и 75% (три четверти) - иностранными. Сумма превышает 100%, т.к. в одной семье может быть два автомобиля, один из которых - иностранный, а другой - отечественный. По данным Ромир, таких семей около 10-12 % от общего числа горожан-автовладельцев. 

Как уже отмечалось выше, возраст и "гражданство" авто напрямую зависят от уровня дохода семьи. Так среди респондентов с низким уровнем дохода 60% владеют отечественным автомобилем и только 40% - иностранным. А среди семей с высоким уровнем дохода 23% имеют отечественный автомобиль (более половины в качестве второго) и 92% - автомобиль иностранного производства. 

Такая же ситуация с возрастом автомобиля. Только 10% семей с низким доходом имеют автомобиль моложе трех лет. Среди семей с высоким уровнем достатка таких 40%. И наоборот, автомобилем старше 6 лет владеют 72% семей невысокого достатка и только 42% семей с высоким уровнем дохода.  

На момент проведения опроса каждый восьмой участник (13%) выразил намерение приобрести новый (для своей семьи) автомобиль в течение ближайшего года. Это позволяет оценить потенциальный спрос на уровне около 4 млн шт. Удовлетворить такой спрос первичный рынок не в состоянии. Ведь по прогнозам комитета автопроизводителей АЕБ (объединяющего крупнейших производителей и автодилеров) в 2013г. на российском рынке будет реализовано не более 3 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. 

Еще более трети участников опроса завили, что приобретение нового автомобиля в семью в течение ближайшего года "скорее возможно". Даже если предположить, что "скорее возможно" превратится в реальную покупку только в одном случае из трех, это уже удвоит потенциал рынка автомобилей в России до 8 млн. шт. в год. А эта цифра превышает экспертную оценку совокупной (и новых и с пробегом) емкости рынка автомобилей в России в 2012г. как минимум на 10%. 

И в эту оценку не входят не принимавшие участия в исследования россияне, проживающие небольших городах в сельской местности, со стороны которых также возможен дополнительный спрос на автомобили (скорее всего - с пробегом), пусть и не такой значительный, как со стороны основной группы потребителей. 

Так что не о каком насыщении рынка (о чем так полюбили говорить производители и дилеры уже с конца 2011 года) со стороны спроса речи не идет. Возможно, производителям следует серьезно задуматься о структуре предложения, учитывающего профиль основной группы потребителей. И пересмотреть свою сбытовую политику. С точки зрения спроса российский рынок способен ежегодно "поглощать" 3-3,5 млн. новых легковых автомобилей в год.