РБК - Россияне экономят на еде, но тратятся на кофе

2013-11-20

Динамика Индекса КсМ Ромир почти вернулась к тренду, наблюдаемому в течение последних двух лет. А именно умеренному, на 4-6% в годовом выражении росту. За три года (с октября 2010г.) Индекс КсМ вырос на 15%, что заметно ниже официальных оценок инфляции потребительского рынка (20-22%) за этот период. Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир. За пять лет (с сентября 2008г.) 

Индекс КсМ Ромир вырос на 48%, что приблизительно соответствует официальным данным по инфляции потребительского рынка за эти пять лет. Но если в 2009 и 2010гг. Индекс рос темпами, опережающими показатели инфляции по потребительскому рынку в целом, а в 2011 и 2012гг. примерно на уровне инфляции, то в 2013г. рост индекса КсМ отстал от темпов роста индекса потребительских цен Росстата более чем в два раза. 

Средняя цена приобретения бутилированной воды за год выросла на 14%, а объем ее натурального потребления снизился на 5%. Общий финансовый итог по воде - +8% за год. Этот факт и внес основной вклад в общий рост индекса. А вот кофе в октябре 2013г. россияне купили на 12% больше, чем в октябре 2012г. Зато его реальная цена приобретения оказалась на 10% ниже. Финансовый итог - +1%. Молока было куплено на 15% меньше, по цене на 13% выше, чем год назад. 

Финансовый итог - минус 4%. Шоколада было куплено на 10% больше по цене на 10% меньшей, чем в октябре 2012г. Если проводить анализ в разрезе одного месяца (по сравнению с сентябрем 2013г.), то можно отметить, что рост индекса на 7% произошел, в том числе и благодаря росту средних цен на все продукты, кроме шоколада, который подешевел на 5%. И благодаря росту объемов потребления молока и шоколада. Зато снилось потребление подорожавшего на 13% кофе. Снизилось он, отметим, на те же 13%. 

Обеспеченные семьи в октябре прекратили экономить на кофе. Цена его приобретения в этой группе потребителей возросла сразу на 50%. Впрочем, по абсолютным значениям она все же по прежнему уступает цене, по которой покупают кофе наименее обеспеченные потребители. Теперь обеспеченные потребители экономят на молоке, приобретая этот продукт на 20% дешевле, чем в августе и сентябре. В Москве индекс КсМ в октябре 2013г. вырос еще на 3,5% до 868 пунктов. В сентябре, напомним, индекс вырос сразу на 19% по сравнению с августом. Но вот по сравнению с октябрем 2012г. Индекс в Москве вырос только на 1%. За два года - на 2%. За три года - на 12%. За пять лет рост индекса КсМ в Москве составил 42%. 

Рост Индекса в Москве (в октябре по сравнению с сентябрем) произошел благодаря росту потребления бутилированной воды (при снижении цены на нее), молока и шоколада (при стабильных ценах). А также благодаря росту цены на кофе при снижении объемов его потребления. Наименее обеспеченные москвичи в августе и сентябре платили за кофе в среднем более высокую цену, чем горожане среднего и высокого достатка. 

А самую низкую среднюю цену за кофе платили как раз горожане с самыми высокими доходами. Видимо, потребители из этой группы научились приобретать кофе с использованием скидок, бонусов и прочих мер стимулирования спроса, которые предлагают производители и розница. Но в октябре средняя цена приобретения кофе обеспеченными москвичами выросла на 75% (при снижении объемов натурального потребления на 15%), и ситуация выровнялась. 

В других крупных городах рост Индекса КсМ в октябре 2013г. составил 8% к сентябрю. За год индекс вырос на 4%. За два года - на 12%. За три года - на 17%. А за пять лет (с октября 2008г.) - на 52%, что примерно соответствует росту индекса потребительских цен по данным Росстата за эту пятилетку. За месяц на 25% выросли продажи шоколада в натуральном выражении при снижении цены на этот продукт на 7%. 

Также на 8% выросли продажи молока при стабильных ценах на него. На 11% снизились продажи кофе при росте цен на него на 13%. И на 4% сократились продажи воды при росте цен на нее на 15%. Наименее обеспеченные горожане продолжают покупать самый дорогой кофе. Видимо, для них этот продукт является предметом "праздничного" потребления. Но и обеспеченная часть горожан платила за кофе в октябре на 20% дороже, чем в сентябре.