РБК daily - Дорогая бесплатная медицина как реформировать здравоохранение

24 Августа 2012

Согласно статистике исследовательского центра РОМИР, 65% россиян пользуются платными медицинскими услугами. Причем 20% пациентов хоть раз прибегали к практике неформальных денежных расчетов с врачом. Объем рынка теневых медицинских услуг в 2011 году в России оценивается экспертами в 5,5 млрд долл. 

Зачастую пациенты просто вынуждены платить за бесплатные услуги, чтобы получить их своевременно. Решить эту проблему можно, но для этого нужно привлечь частную медицину к программе обязательного медицинского страхования. Статистика показывает, что население чаще всего платит за лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также за услуги стоматолога и венеролога. 

При этом одно из первых мест занимает оплата диагностики. В первую очередь это проблема оснащения государственных медицинских учреждений медтехникой, расходными материалами, лекарствами. В этом плане Россия заметно отстает от Европы и США. Программа модернизации здравоохранения позволила медицинским учреждениям пополнить и обновить парк медицинской техники и оборудования. Однако любое, даже самое современное оборудование имеет тенденцию устаревать морально. В среднем срок службы медицинского оборудования пять-шесть лет, после чего оно подлежит замене на новое. 

Таким образом, инвестиции в здравоохранение и закупку новой медицинской техники должны постепенно увеличиваться с каждым годом. Здесь также нужно остановиться на вопросе стандартов оснащения медицинских учреждений. Первые закупки по программе модернизации здравоохранения 2011 2012 годов начались с задержкой более чем на полгода. В течение первых месяцев регионы искали ответ на вопрос, что же нужно больницам и в каком количестве. Существующая система госзакупок также ориентирована на закупку оборудования и медицинских изделий подешевле, что нередко сказывается на качестве. 

Такая техника чаще выходит из строя. Кроме того, 84% оборудования импортного производства. Его ремонт и обслуживание стоит достаточно дорого, да и не все иностранные компании имеют сервисные центры в каждом городе, где установлено их оборудование. А это означает, что в случае поломки оборудование может находиться на ремонте в течение нескольких месяцев. Пока оборудование в бесплатной больнице простаивает, население вынуждено либо ждать, либо обращаться в частные центры с платными услугами. 

 Решить проблему с медицинской техникой можно, пересмотрев отношение к качеству и характеристикам закупаемого оборудования. Нет смысла покупать ультрасовременный сложный аппарат для сельской больницы, как нет смысла устанавливать в крупной больнице регионального уровня примитивную технику. Но самое главное нужно ввести более жесткие критерии для сервисного обслуживания, обязав региональных чиновников прописывать в контрактах четкие сроки ремонта, сервиса и др. Решение же глобальной проблемы бесплатных медицинских услуг видится в привлечении частной медицины к программе ОМС при условии компенсации разницы в тарифах государством. 

Государство уже выделяет частникам квоты на оказание высокотехнологической помощи, очень важно и дальше развивать это направление. Бесплатные лечебные учреждения сейчас перегружены пациентами, они испытывают острый недостаток квалифицированного персонала, диагностической и терапевтической техники, лекарств. В то же время частные клиники готовы работать с более мощным потоком пациентов, чем есть сейчас. Уровень сервиса и скорость обслуживания в частных клиниках на порядок выше, кроме того, частные клиники ведут активную кадровую политику. Партнерство государства с частными клиниками позволит решить целый комплекс проблем. 

Прежде всего в бесплатных учреждениях сократятся очереди. Медицина отрасль, где время играет решающую роль. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов у пациента на эффективное лечение. Далее, приток пациентов в частные клиники стимулирует развитие рынка платной медицины. В настоящий момент рынок только начинает развиваться, доля самых крупных компаний составляет не более 1% рынка. Развитие рынка частной медицины в свою очередь сделает платную медицину более доступной для населения. 

Сейчас полис ДМС может позволить себе далеко не каждый. 95% полисов ДМС покупаются компаниями для своих работников, и только 5% полисов покупают непосредственно частные лица. Несмотря на то что рынок ДМС растет устойчивыми темпами (+13,3% за 2011 год), страховое поле расширяется крайне медленно, и основной рост рынка происходит за счет повышения стоимости услуг. При этом доля ДМС в структуре рынка медицинского страхования в 2011 году составила всего 14% (ОМС соответственно 86%). 

 Стимулирование развития частной медицины может стать недостающим стимулом к развитию государственных лечебных учреждений и установлению рыночного баланса между частной и государственной медициной. В условиях конкуренции за пациентов и та, и другая стороны будут стремиться к улучшению качества обслуживания и лечения пациентов. 

Александр Элинсон, член экспертного совета по здравоохранению комитета Совета Федерации по социальной политике


Поделиться в соцсетях: