Российская газета - Москвичи считают свои традиционные маршруты загруженными
Владельцы дорогих иномарок гораздо реже готовы платить за парковку, чем "средний класс"
В мегаполисе есть проблемы, которые обречены на статус "вечных". Одна из них - транспорт и все им порожденное и с ним связанное: пробки, парковки, отношения граждан с дорожной полицией… Сейчас, когда Москва в очередной раз расширяется, к этим проблемам внимание приковано особое. На больную мозоль москвичам в очередной раз наступили социологи.
Исследовательский холдинг "Ромир" провел среди жителей столицы ряд опросов, касающихся их мнения о дорожной ситуации в городе и обнародовал не самые радужные результаты исследования. На вопросы социологов отвечали 2000 москвичей. Свыше 800 из них - автомобилисты, использующие свои авто в личных целях. Причем таких респондентов специально разделили на 4 группы: "премиум-класс" - владельцы машин категории "премиум" и "люкс"; "средний класс" - автомобилисты со средним/высоким уровнем дохода, работающие в пределах Третьего транспортного кольца; "активные" - автовладельцы из спальных районов/пригородов Москвы, ежедневно приезжающие в центр города; и "нерегулярные" - автомобилисты со средним / низким уровнем доходов, нерегулярно использующие личный автотранспорт.
Кроме того, социологи проинтервьюировали 200 представителей профессионального транспортного сообщества, использующие машины для работы. Одновременно методом телефонных интервью были опрошены более 1000 москвичей старше 18 лет.
Как в настоящее время москвичи оценивают транспортную ситуацию в столице? Как относятся к проводимым преобразованиям? Готовы ли содействовать реформам и идти на некоторые "жертвы" ради улучшения транспортной ситуации в городе? Какие прогнозы они дают москвичи относительно решения транспортных проблем города? Все это живо интересовало социологов, и ответы были тоже крайне эмоциональными. К
ак москвичи оценивают транспортную ситуацию? Плохо оценивают. Считают очень напряженной. Социологи, правда, вопрос конкретизировали и спрашивали людей о состоянии дел на их обычных маршрутах передвижения по городу, а не "вообще". О высокой загруженности дорог говорили чаще других водители-профессионалы. 61 процент оценил свои традиционные маршруты как "очень загруженные" и еще 27 процентов назвали их "скорее загруженными". О сильной загруженности транспортной системы говорили и обычные жители столицы: 40 процентов дали ответ "сильно загружено" и еще 22 процента - "скорее загружено".
А вот автомобилисты, передвигающиеся по городу на личных авто, оказались несколько мягче в своих оценках. Только каждый десятый водитель заявил, что считает московские дороги сильно загруженными. Каждый второй (49 процентов) охарактеризовал свои обычные маршруты движения по городу как "скорее загруженные". И 37 процентов опрошенных водителей ответили, что ситуация бывает разная - иногда дороги загружены, а иногда свободны. Почему в Москве такие дикие пробки? И рядовые жители столицы, и представители транспортного сообщества пеняли в основном на "увеличение автопарка города" - 46 процентов и 44 процента соответственно, а также на "перенаселенность Москвы" - 41 процент и 47 процентов. Помимо этого транспортники назвали такие причины, как "увеличение пассажиропотока утром и вечером" (50 процентов) и "плохое состояние дорог" (44 процента).
В этом с ними оказались солидарны и автомобилисты. Каждый второй водитель (55 процентов) считает главной причиной пробок увеличение пассажиропотока в часы пик. 52 процента опрошенных автомобилистов пожаловались на "плохое состояние дорог". И что можно сделать, чтобы узлы развязать, а пробки выбить? Профессиональные водители в 58 процентах случаев ратуют в первую очередь за эффективный ремонт старых дорог. 43 процента респондентов из этой группы рекомендуют построить дополнительные подземные и надземные дороги и развязки. Жители столицы также поддерживают идею строительства новых развязок - 41 процент.
При этом 40 процентов опрошенных москвичей высказались за развитие сети общественного транспорта. Автомобилисты же говорили чаще как о ремонте дорог, так и о строительстве парковок, в том числе перехватывающих - по 27 процентов в обоих случаях. Социологи снова нажали на больную мозоль и предложили гражданам отказаться от поездок на личном автомобиле и пересесть на общественный транспорт. В ответ столичные водители разделились на два равных лагеря. Почти половина (49 процентов) столичных водителей в той или иной степени согласна с этим предложением. Мысль променять личное авто на метро или автобус пока не допускает 51 процент опрошенных водителей.
При этом наиболее дорожат своим собственным "железным конем" владельцы дорогих автомобилей и водители со средним и средне-высоким доходом - по 78 процентов в обеих группах дали отрицательный ответ. Зато среди так называемых активных водителей - тех, кто ездит на своей машине на работу каждый день из спальных районов в центр города, только 5 процентов заявили, что не хотят, не смотря ни на что, отказываться от личных авто в пользу общественного транспорта. Среди нерегулярных водителей вообще не было выявлено таких, кто не допускает мысли об отказе от личного авто в пользу общественного транспорта. Исследование было масштабным и касалось не только автомобилистов.
Например, респондентов спрашивали, какие условия должны быть обеспечены в общественном транспорте, чтобы автомобилисты смогли "променять" личные авто на метро и автобусы-троллейбусы-трамваи. Среди первоочередных мер жители столицы назвали увеличение скорости перемещения ОТ - 36 процентов, уменьшение плотности пассажиров ОТ - 28 процентов и создание более продуманной сети наземного транспорта - 25 процентов. Автомобилисты в свою очередь чаще говорили о таких мерах как: увеличение частоты движения ОТ - 21 процент, улучшение информативности (расписание, маршруты и т.д.) поездок на ОТ - 21 процент и обеспечение удобного перехода с одного ОТ на другой 20 процентов.
Представители транспортного сообщества своими ответами поддержали и жителей столицы, и автомобилистов. 47 процентов профессиональных водителей сказали, что необходимо увеличивать скорость перемещения ОТ по городу. 44 процента респондентов из этой группы также посоветовали повысить комфортность перемещения на ОТ. В четырех из десяти случаев (по 40 процентов) транспортники говорили об увеличении частоты движения ОТ и уменьшении плотности пассажиров. Участники опроса достаточно хорошо осведомлены о мерах, которое предпринимает для решения проблем правительство Москвы, и в целом с этими мерами согласны. 67 процентов жителей столицы знают или слышали о введении выделенных полос для ОТ и 82 процента из них одобряют эту меру. Более половины москвичей (56 процентов) знают о строительстве новых станций метро и обновлении составов и оснащении их кондиционерами, 90 процентов из них это одобряют.
Наиболее высокая осведомленность среди транспортников была выявлена также по вопросу выделенных полос для ОТ - 75 процентов, причем 82 процента это нововведение одобряет. Каждый второй профессиональный водитель знает о строительстве перехватывающих парковок и транспортно-пересадочных узлов в городе, при этом 90% из них высказали одобрение. Почти половина транспортников (49 процентов) знают или слышали об обновлении парка наземного ОТ и строительстве новых пешеходных переходов.
Одобрение в отношении таких действий властей высказали 90-92 процента респондентов. А вот осведомленность водителей-частников о переменах в транспортной системе города значительно ниже. Так, о выделении полос для ОТ знают 33 процентов столичных автомобилистов, и 95 процентов это одобряют. О лицензировании городского такси слышали 23 процента водителей, и поддерживают эту идею 96 процентов из них. Зато на момент опроса, весной текущего года, осведомленность столичных водителей о введении жесткого контроля над парковками в центре Москвы была достаточно низкой - об этом знал лишь каждый десятый (11 процентов). В поддержку этой идеи высказались 65 процентов слышавших о ней.
Интересные результаты дали опросы на темы парковок. Столичным автомобилистам было предложено ответить на вопрос, как они будут себя вести в случае введения жесткого контроля над парковками в центре Москвы. 38 процентов водителей ответили, что будут пользоваться платными парковками. 23 процента сказали, что станут "прятать" машину в ближайших дворах и других неконтролируемых зонах. 14 процентов респондентов признались, что готовы тратить дополнительное время на поиски разрешенного места для парковки. Каждый десятый автолюбитель (11 процентов) заявил, что будет ездить на машине до ближайшего пересадочного узла, а далее - на общественном транспорте. И 9 процентов водителей ответили, что полностью откажутся от поездок в центр на автомобиле и будут пользоваться ОТ.
При этом представители группы среднего класса в более, чем половине (58 процентов) случаев ответили, что будут платить за парковки. Зато более половины (52 процента) владельцев дорогих машин признались, что будут искать бесплатные варианты парковки своих авто, как то ближайшие дворы. Самый высокий показатель готовности отказаться от поездок на авто в центр города и пересесть на ОТ был выявлен при опросе группы нерегулярных водителей - 71 процент. На вопрос о том, сколько столичные автомобилисты готовы платить за парковку, треть (34%) ответили, что не готовы платить вообще. 16 процентов считают допустимой для себя суммой не более 300 рублей в день.
Четверть столичных водителей (25 процентов) готовы тратить на оплату парковки от 300 до 500 рублей в день, и еще 6 процентов заявили, что будут платить 500 рублей и больше. Таким образом, средняя сумма, которую готовы платить столичные водители за удовольствие парковаться в центре города составляет 407 рублей в день. Завершая опросы, социологи предложили респондентам дать прогноз того, как будут решаться в Москве транспортные проблемы. Более половины автомобилистов (53 процента) считают, что для решения транспортных проблем города понадобится от 5 до 10 лет. Но в среднем, согласно ответам всех опрошенных водителей, ощутимые сдвиги в лучшую сторону будут заметны через 6,7 года.
Представители транспортного сообщества настроены несколько более оптимистично. Более половины из них полагают, что транспортная ситуация улучшится в период от 3 до 10 лет, но в среднем через 5,2 года. Треть жителей столицы (30 процентов) ждут перемен к лучшему через 3-5 лет, и еще 25 процентов - в промежутке от 5 до 10 лет. В среднем же москвичи надеются, что транспортные проблемы будут решены через 5,4 года.
Екатерина Добрынина
Поделиться в соцсетях: