Российская газета - По кредитному кругу
Россияне готовы влезть в долговую яму вторично
Более трети россиян знают о деятельности кредитных потребительских кооперативов. При этом пользуются их услугами всего 2% опрошенных. Таковы результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Жители средних городов (от 100 до 500 тыс. чел.) лучше других информированы о кредитных кооперативах (43% против 37% в целом по России). А среди тех, кто ничего не знает об этих организациях, больше москвичей и питерцев. Потенциальный спрос на услуги кредитных кооперативов также находится на минимальном уровне. Всего 3% россиян планируют обратиться в подобные организации в течение ближайших 2-3 лет. Подавляющее большинство (94%) не пользуется услугами кооперативов вообще и не планирует это делать.
В то же время 60% пользователей кредитными программами не исключают возможности еще раз взять заем в банке, показало исследование "Ромир". А каждый четвертый горожанин (26%) заявил, что собирается взять кредит в течение ближайшего года. "Кредиты позволяют не откладывать на потом реализацию среднесрочных планов, а также гораздо быстрее решать вопросы, требующие значительных финансовых вложений, - поясняет Вячеслав Лясевич, директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка. - Однажды оформив кредит и успешно погасив, человек, как правило, обращается в банки еще раз, ведь появляются и новые потребности, и новые планы. Разумеется, есть и люди, у которых просто отсутствует необходимость брать кредит, а также те, кто опасается совершить подобный шаг". Любопытно, что 44% горожан воспринимают кредит как необходимость, если нужно сделать крупную покупку. 15% респондентов полагают, что кредит - это нормальное средство для повышения уровня жизни.
Лишь 37% заявили, что не хотели бы больше брать деньги в долг у банков. И чуть больше трети (36%) горожан называют кредит "долговой ямой", из которой трудно выбраться. По мнению банкиров, так рассуждают люди, которые не смогли погасить свой кредит или сделали это с большими усилиями. "Неуспешным свой опыт кредитования обычно характеризуют заемщики, взявшие кредит спонтанно, не осознавая в полной мере степени своей ответственности и не понимая всех своих обязательств, - подчеркивает Александр Чигвинцев, замдиректора Тольяттинского регионального центра банка "ГЛОБЭКС". - Наиболее часто мы сталкиваемся с такими моментами, как невнимательное прочтение договора, нежелание сосредоточиться на нюансах, поверхностное отношение к необходимости строгого соблюдения графика гашения; отсутствие планирования семейного бюджета, непонимание и нежелание вникать в наличие санкций за просрочку, невнимательность, забывчивость и т. п.
Это свойственно многим людям и часто проявляется в поведении заемщиков, несмотря на то, что при заключении договора все клиенты получают полную консультацию". Чаще всего отзываются о своем опыте как о негативном те, кто берет кредит в торговых сетях, а также с использованием пластиковой карты. В первом случае играет роль спонтанность решения, небанковская обстановка, высокие ставки. Во втором - у заемщиков может появляться ощущение навязанной услуги".
Елена БЕРЕЗИНА
Поделиться в соцсетях: