Российская Газета - Россияне готовы купить новые машины, но не хотят за них переплачивать

06 Июня 2013


Пешеходы у нас давно в меньшинстве. По данным официальной статистики (ГИБДД и Росстата), половина российских семей имеет собственного "железного коня". И это - если считать по "населению в целом". По сведениям же социологов холдинга Ромир, проводивших опрос 1000 жителей городов с населением от 100 тысяч человек, 73% россиян имеют в семье хотя бы один автомобиль, из них четверть - по две машины и больше. Лишь каждый четвертый (27%) "безлошадный" - вынужден ходить исключительно пешком или передвигаться на общественном транспорте. 

Если судить по пробкам на дорогах, машин в России слишком много. Однако наши сограждане на достигнутом останавливаться не хотят. В каждой восьмой семье планируют покупку машины - или первой, или взамен прежней. Правда, при этом автодилеры не устают твердить, что рынок уже не тот, что прежде, что он насыщен до предела и развиваться автопрому некуда, объемы продаж упали и т.д. 

Социологи эти слова по мере сил опровергают. Они доказывают: россияне всего лишь не хотят потакать излишне раздутым аппетитам автопроизводителей и торговцев. Спрос на автомобили никуда не делся - только предложение уж больно невыгодное, вот россияне от него и отказываются, а первичному рынку предпочитают вторичный. Некоторые другие утверждения продавцов автомобилей тоже не прошли проверки общественным мнением и статистикой. 

Сначала о том, кто в России больше всех склонен к покупке машины.

Типичный российский автовладелец, как правило, женат или хотя бы состоит в гражданском браке. Разведенные или холостые гораздо реже тратят деньги на личное авто. Естественно, что играет свою роль и доход. Каждая третья семья с высоким доходом имеет в гараже не один, а два автомобиля. Ну, а среди малообеспеченных россиян автовладельцем смог стать лишь каждый двадцатый - 5%. 

На чем мы ездим? Социологи Ромир составили список наших "Ягуаров" или "Антилоп Гну". Кому что, каждому свое. 

Треть респондентов владеют относительно новым автомобилем - до 3 лет. Среди таких авто втрое больше иномарок, чем отечественных машин (25% против 8%). В общей сложности это 5,5-5,6 миллионов легковушек. Если сравнивать с данными статистики, то такое количество составляет около 85% от совокупных продаж новых легковых машин за последние три года. 

Больше четверти семей россиян ездят на машинах, которым от 3 до 5 лет. Это тоже на три четверти от общего количества - иномарки. Меньше 20% россиян имеют автомобиль старше 10 лет. Вот здесь силы примерно равны - "иностранцев" и продукции отечественного автопрома примерно поровну. Видимо, чинят и ездят, пока машина окончательно не развалится.  

Треть россиян-участников опроса (36%) водят российские машины, а 75% - иномарки. Сумма не равна ста процентам, так как в некоторых семьях по два-три авто, одно патриотичное, другое нет. По данным Ромир, таких семей около 10-12 % от общего числа горожан-автовладельцев. 

13% хотят в ближайшее время купить машину. Если перевести проценты в реальные цифры, то получается, что потенциальный спрос на авто - около 4 миллионов штук. При этом автодилеры заявляют, что на российском рынке будет в 2013 г. продано не более 3 миллионов легковых авто. Причем надо заметить, что при опросе не учитывались сельские жители, которые тоже покупают машины, и в немалом количестве (разве что чаще не новые, а с пробегом). 

"Ни о каком насыщении рынка речь не идет", - делают вывод социологи, опровергая заявления автодилеров. И советуют им лучше приспосабливаться к потребностям той основной группы россиян, которые планируют покупать машину в ближайшее время, пересмотреть сбытовую политику и не задирать чрезмерно цены. 

По данным Ромир, с точки зрения спроса российский рынок способен ежегодно "поглощать" 3-3,5 млн. новых легковых автомобилей в год. А вот потратить на такую покупку наши сограждане готовы в среднем по 590 тысяч рублей. 

Четверть россиян (25%) готова выделить из семейного бюджета на новую машину до 300 тысяч рублей, 35% - от 300 до 500 тысяч, еще четверть (23%) - от полумиллиона до 800 тысяч. Каждый девятый (11%) раскошелится на 800-1200 тысяч, а 6% рассчитывают на машину стоимостью от 1,2 миллиона и дороже. 

Здесь надо учесть еще и то, что "новая" машина в представлении россиян вполне может быть подержанной и новой только для хозяина. А по статистике, средняя цена нового автомобиля, приобретенного в 2012 году у дилеров, составила более 710 тысяч рублей. Разница ощутима, и она явно не в пользу покупателей - им проще купить авто с пробегом. 

Кстати, россияне прекрасно умеют экономить. "Бюджетные" модели машин стоимостью до полумиллиона привлекают и вполне обеспеченных граждан. 41% из этой группы указал в анкете именно эту стоимость. Да и среди богатых россиян треть (31%) ездят на недорогих авто и привычкам изменять не будут.

Почти половина (46%) выложат эти деньги продавцам сразу и полностью. Еще 27% будут оформлять кредит, а 14% - рассрочку. Последний способ платежа больше нравится женщинам, чем мужчинам (16% и 11% соответственно), а также представителей старшего поколения (21%).


Поделиться в соцсетях: