Российская газета - Время закручивать крышки

19 Февраля 2015

Россияне экономят на кофе с молоком Россияне начинают экономить на удовольствиях и приятных излишествах, на лакомствах и просто высококачественных продуктах. Как выяснили социологи, мы "закручиваем крышки" на красивых баночках и пакетиках достаточно жестко. Какова наша жизнь - "медом кажется", "далеко не сахар" или "хуже горькой редьки" - можно проверить по-разному. 

Социологи исследовательского холдинга "Ромир" применяют для этого собственное ноу-хау - так называемый "индекс кофе с молоком". Он основан на данных исследований потребительской активности 10 тысяч покупателей в 32 городах России. С канируя штрихкоды чеков, оплаченных респондентами при каждом походе в магазин, социологи отслеживают динамику потребительского спроса из месяца в месяц. Индекс "кофе с молоком" (КсМ) учитывает потребление товаров, которые можно считать "знаком хорошей жизни": бутилированной воды, кофе, молока и шоколада.Для взрослых людей это продукты не первой необходимости (в отличие от чая или сахара, которые не лакомство, а основа рациона, входящая в потребительскую "корзину"). 

По данным "Ромир", в январе 2015 года индекс "кофе с молоком" снизился на рекордные 13 процентов по сравнению с его значением в декабре 2014 года и составил 808 пунктов. В 2014 году падение отмечалось тоже, но почти вдвое меньшее - 8 процентных пунктов за год. Надо учитывать и некоторое лукавство цифр. Чисто номинально КсМ вроде бы за год вырос на 12 процентов. Но произошло это за счет роста цен на молоко, кофе и шоколад. В Москве он прибавил 28 процентных пунктов. А в провинции - всего 5 п.п., в целом по стране за три года - лишь 14 п.п.. За три года (с января 2012 года) индекс КсМ вырос на 15 процентов, что в два раза уступает показателям инфляции потребительского рынка. 

По мнению социологов "Ромир", это свидетельствует о крайне жесткой "оптимизации" повседневных расходов россиян - проще говоря, о постоянной экономии, когда первыми под сокращение попадают расходы на что-то приятное, но не жизненно важное. Люди переходят на более дешевые продукты и отказываются от дорогих. Ту же воду люди начинают пить из фильтра или из-под крана, а не покупать "экологически чистую" бутилированную. Ее россияне стали приобретать на 27 процентов меньше, чем в прошлом году. Мы пьем ароматный кофе, не спешим добавить в список покупок шоколад. По данным панельных исследований "Ромир", средняя реальная цена приобретения молока выросла за год на 14 процентов и составила 46 рублей 46 копеек за литр в январе 2015 года. 

Высокие темпы роста цен на молоко сохраняются в течение двух лет. Весной - летом 2014 года эти показатели достигали отметки в 20-22 процента, хотя еще в 2010-2012 годах держались в пределах 3-5 процентов годовых. Средняя реальная цена приобретения кофе за год выросла на 15 процентов, а шоколада - на 19 процентов. Шоколад, правда, россияне стали покупать относительно чаще - за год объемы его потребления выросли на 11 процентов. Социологи связывают это с попыткой людей "заесть депрессию" и вспоминают старую теорию времен Великой депрессии в США в 1930-х годах - о том, что "в эпохи экономических потрясений растет спрос на помаду и шоколад". 

Екатерина Добрынина


Поделиться в соцсетях: