Sostav.ru. Потребителей не пугают экономические потрясения

2012-04-26

Исследование Romir показало, что россияне не откажутся от маленьких гастрономических радостей, несмотря ни на какие кризисы

К таким выводам исследовательский холдинг пришел, изучив результаты индекса «Кофе с молоком». Индекс рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel.

Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

Итак, как вел себя индекс «Кофе с молоком» (КсМ) за последние два года и в первые месяцы текущего года. «Кофе с молоком» в марте 2012 года вырос по сравнению с февралем на 1,95% и составил 732 пункта. По сравнению с мартом 2011-го года рост индекса составил 6,85%. А по сравнению с мартом 2010-го – ровно 20%. В январе и феврале 2012 года индекс КсМ рос значительно меньшими темпами, чем в аналогичные месяцы 2011-го года.

Динамика КсМ в январе-марте 2012 года подтверждает тенденцию к существенному снижению темпов инфляции на продовольственном рынке. Рост индекса в марте был обусловлен повышением средней фактической цены приобретения бутилированной воды (на 7,7%) при росте объема ее потребления в домохозяйствах (на 4,5%). Однако рост цены и объема потребления воды был компенсирован снижением цены на кофе и шоколад (в пределах 1-2%) и снижением потребления молока (на 2%). Рост потребления бутилированной воды в марте по сравнению с январем и февралем эксперты Ромир объясняют завершением периода праздников, сопровождавшихся активным потреблением соков, лимонадов и алкогольных напитков, и возвращением потребителей к более «будничной» структуре потребления напитков. Небольшое снижение потребления молока (среднесуточное потребление снизилось на 8,5%, т.к. март был длиннее февраля на два дня), возможно, связано с Великим Постом, пришедшимся как раз на март.

Структура приобретения продуктов, входящих в индекс КсМ по основным каналам дистрибуции не претерпела значимых изменений. Немного возросли доли гипермаркетов и супермаркетов, а также «других каналов». Немного снизилась доля дискаунтеров.

А теперь сравним динамику двух индексов – потребительской активности и «Кофе с молоком» - за четыре года. Анализ этих двух индексов за четыре года измерений показал, что в целом они движутся достаточно синхронно. Хотя декабрьские пики и летние спады у ИПА значительно более выраженные, чем у КсМ. Это лишний раз свидетельствует о том, что готовность россиян покупать себе «простые удовольствия» - показатель более постоянный и стабильный, менее зависимый от сезонности.

Темпы роста ИПА в 2008-2009 гг. были примерно в 1,5-2 раза выше темпов роста КсМ. Зато в 2010-2011-м КсМ стал расти быстрее, чем ИПА. По мнению экспертов Ромир, этот факт является свидетельством завершения острой фазы кризиса. Потребители с облегчением вздохнули и с большей энергией решили баловать себя маленькими радостями в виде кофе с молоком и шоколадом. И этот тренд также говорит в пользу того, что индекс КсМ является показателем некой экономической уверенности потребителей.

http://www.sostav.ru/news/2012/04/26/romir/