Трибуна - Полуторки придется сдать в музей
Правительство Москвы готовится с 2015 года ввести экологические ограничения для грузового транспорта
Вряд ли хоть кто-то из столичных автомобилистов, да и прохожих хоть раз не оказывался в клубах сизого едкого дыма, изрыгаемого старым износившимся грузовиком. Парк легковых автомобилей Москвы стремительно молодеет, растет доля в нем автомобилей самых современных экологических классов. На этом фоне наличие устаревших грузовых колымаг с доисторическим уровнем выбросов вредных веществ уже давно выглядит анахронизмом. И тем не менее власти города довольно долго не прибегали к такой мере, как ограничение въезда грузового транспорта в город по его экологическим характеристикам. Хотя доля транспорта в общем загрязнении воздуха самая весомая, правительство Москвы понимало, что эта мера была бы болезненна, прежде всего, для бизнеса, а значит, и для москвичей.
После введения с 2008 года требования "Евро-2" к грузовым автомобилям при въезде на ТТК иных запретов не последовало. Борьба за экологию велась многими другими методами: вводились ограничения на проезд грузового транспорта в город в дневное время, проезжие части улиц освобождались от незаконных парковок, повышались требования к качеству топлива - ныне на столичных заправках возможна торговля бензином и соляркой не ниже "Евро-4". Однако качественное топливо, сгоревшее в устаревших двигателях, которыми оснащены грузовики, дает примерно тот же эффект, что и некачественное. В итоге грузовики вносят весомый вклад в загрязнение окружающей среды, хотя намного меньше, чем легковые автомобили. Да и пробег грузового транспорта на порядок выше, чем легкового.
Показывая пример обновления автопарка, правительство Москвы взялось за общественный транспорт, который ныне почти полностью состоит из современных автобусов, троллейбусов. На подходе экологичный и быстрый трамвай. Значительный вклад в очищение столичной атмосферы внесло общее улучшение условий автомобильного движения, в том числе внедрение современных методов управления транспортными потоками, их оптимизация. В результате всех этих и других мер по большинству веществ в последние годы в Москве наблюдается улучшение качества атмосферного воздуха. И это, несмотря на рост числа автомашин. Однако нормативы достигнуты не по всем веществам. В 2013 году у автотрасс среднесуточные концентрации превышали допустимую норму по диоксиду азота и взвешенным частицам РМ10 - до 1,3 раза, по формальдегиду - до 1,7 раза.
Концентрации загрязняющих веществ вдоль дорог увеличиваются по сравнению с жилыми территориями до трех раз. А ведь выбросы транспорта самые опасные для здоровья. Они негативно действуют на центральную нервную систему организма человека, нарушают системы дыхания и кровообращения, подавляют иммунитет, повышают риск заболевания раком. Вывод простой: необходимы дальнейшие меры по снижению загрязнения воздуха. Для этого выбросы от транспорта должны быть снижены еще на 30%. Сделать это можно только за счет ужесточения требований к экологии грузовиков.
Сейчас правительство Москвы рассматривает несколько вариантов. С 1 января 2015 года предлагается ввести экологические требования к грузовому автотранспорту, въезжающему в Москву. На МКАД и в пределах МКАД вне зависимости от грузоподъемности разрешить движение транспорта, соответствующего по выбросам в атмосферный воздух не менее чем 2-му экологическому классу, на ТТК и в пределах ТТК - не менее чем 3-му экологическому классу. Чтобы было понятно, в город будет разрешено въезжать машинам, не хуже, чем знаменитое творение ЗИЛа - "Бычок" (производства до 2008 года), а дальше смогут проехать те машины, которые похожи на "Бычок", уже моложе 2008 года. Не так уж и жестоко.
Соответственно практически все иномарки тех же годов эти ограничения вообще не задевают. Подпадающие под ограничения автомобили будут в 2015 году старше 8 лет, а иномарки - старше 12. На начало 2013 года в Москве было зарегистрировано более 300 тыс. ед. грузового транспорта, из которых 38% хуже 2-го экологического класса (114 тыс.). С 2008 года шел естественный процесс обновления автопарка. По сравнению с началом 2008 года, когда 79% грузовиков относились ко 2-му экологическому классу и ниже, сейчас количество таких автомобилей снизилось на 126 тыс. ед. при росте парка почти в 2 раза.
Подошло время, когда этот процесс следует подстегнуть запретами. Иначе мы не сможем задышать свободнее. Кстати, опросы общественного мнения показывают, что горожане однозначно выступают за более жесткие требования к экологичности грузового транспорта. Согласно исследованию Ромир, проведенному в прошлом году, 90 процентов москвичей одобрили бы такие ограничения. Мало кто еще готов подвергать опасности свое здоровье и мириться с облаками сизого дыма, разбрасываемого допотопными драндулетами.
Анастасия ФЕДОРОВА
Поделиться в соцсетях: