Vesti.Ru - РПЦ не рекомендует: верующих призвали отказаться от чипсов, энергетиков, овощей и алкоголя
Русская православная церковь рекомендовала верующим воздержаться от употребления чипсов. А еще от энергетических напитков, некоторых видов алкоголя и других продуктов. Например, генномодицифованных овощей. Их употребление назвали грехом, потому что такая пища не идет на пользу здоровью. Заявления прозвучали в ответ на предложение некоторых членов Общественной палаты ввести некий "православный стандарт" для продуктов питания. Аналог кошерной и халяльной пищи у иудеев и мусульман соответственно. Впрочем, какими должны быть критерии - толком не ясно. Халяльная или кошерная пища приготовлена соответствующим образом, а в случае с мясом речь идет о строгих правилах забоя скота. В православии ничего подобного никогда не было. Да и среди самих священников есть те, кто сомневается в целесообразности соответствующей маркировки на продуктах.
Чипсы - это не грешно, но "неправославно". Видимо, так стоит понимать предложение исключить их из христианского рациона. Вместе с пресловутой картошкой со стола верующих предлагают убрать гамбургеры с хот-догами, проще говоря, фаст-фуд. Слить энергетики с газировками. Ну и, конечно, алкоголь. Пощады не будет даже кагору.
"Можно говорить о запрете на продукцию вино-водочную, которая несет в себе вред. Например, о стилизованных под церковные винах. А то идет продажа кагора, у которого на этикетке указано, что это самый православный в мире кагор, благословленный всеми святыми во веки веков. Можно даже сказать, что тут чувства верующих бывают оскорблены, потому что он открывает бутылку с якобы церковным кагором, а там бурда откровенная", - поясняет заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Роман Богдасаров.
В этом перечне религиозной "запрещенки" есть важная оговорка. Табу ждет не сами продукты. Обращать внимание нужно, прежде всего, на качество. И если доля молока слишком низкая, "неправославными" могут объявить даже творог и сливочное масло или мясо, если консервант лишний добавили. Вроде, так просто: читаешь состав, не смотришь на производителя. Стоит печать на упаковке - ешь на здоровье. Не стоит - верни на полку - от греха подальше. Верующие гурманы в полной безопасности. Но с неверующими тогда как быть?
"Продукты, которые наносят вред здоровью, в принципе не должны появляться на полках. Ни в каком виде. Ни для православных, ни для атеистов, ни для агностиков, ни для любого организма. За этим должны следить соответствующие органы, которые не должны допускать на прилавки продукты вредные. Я вот, например, сам их не ем и другим не советую, но не думаю, что употребление чипсов может быть приравнено к какому-то греху. Это какое-то новое слово в богословии", - отмечает фермер, главный редактор православного радио Илья Кузьменков.
Строго говоря, у подобной маркировки есть все шансы на потребительский успех.
Это показывает недавний опрос исследовательского центра "Ромир": трое из четырех россиян доверяют Православной церкви. При этом 34% доверяют абсолютно, то есть безоговорочно. А значит, наличие знака "одобрено РПЦ" восприняли бы как прямой призыв к действию: покупай и потребляй. Только ведь маркетологи эту тенденцию и без всяких стандартов давно заметили. Стоит, например, на полке с обычным хлебом указать, что он постный, как можно переписывать ценник. Все равно раскупят. И пусть рядом лежит такой же и по составу, и по сроку годности, да еще и дешевле. Доверие вызовет именно маркированный экземпляр.
"Как сделать так, вот очень важный момент, чтобы эти бренды не скомпрометировали религию? А если под маркировкой, имеющей отношение к какой-то религии, не обязательно к православной, вам всучат некачественный продукт? Вы понимаете, что это неизбежным образом будет ассоциироваться с определенной религией и ее компрометировать?" - задает резонный вопрос маркетолог Николай Григорьев. А ведь такое уже было. Например, с так называемым "Монастырским чаем". Некая "Божья аптека" называла его "противоонкологическим": выпил чашку и опухоль "начинает рассасываться". Все по слову молитвы, которой освятил напиток батюшка.
Стоит ли говорить, что когда те, кому настой не помог, приехали в указанный на этикетке монастырь, выяснилось, что настоятель такого лечения от рака, разумеется, никогда не прописывал. И хоть травы иноки и заготавливают, к продаже через Интернет отношения не имеют.
"В Интернете, на ярмарках или еще где-то, торгующие травяными сборами от имени Батюшки архимандрита Георгия (Юрия Юрьевича Саввы) - это мошенники. Сбор делается в монастыре. И он не от всех болезней. И продается он в монастырской аптеке. Они отправляют травы по запросу", - говорится в разъяснении монастыря.
Получается, маркировку "Одобрено РПЦ", как впрочем, и любую другую, можно подделать. Тогда зачем ее вводить? Тем более что на какие именно товары ее ставить - по-прежнему не ясно. Если дело не в самом продукте, а в его качестве, может, сертифицировать стоит производителей? Но для этого давно есть другие уполномоченные органы. "Этот стандарт просто дублирует уже существующие. И смысла это не имеет", - считает доцент кафедры религиоведения СПбГУ Сергей Фирсов.
Впрочем, есть еще один критерий, который, вроде бы, должен расставить все по местам. Неправославными хотят считать продукты, в цену которых входят взятка или откат. Вот интересно, как это реализовать на практике? С душком свинина - значит, коррумпированный фермер попался? Или жирновато мясо - не иначе, как и производитель жирует?
Похоже, вопрос о православном стандарте в общепринятые пока никак не вписывается. Все, что остается - верить. Хотя бы производителям на слово.
Анастасия Ефимова
Поделиться в соцсетях: