Доступные гастрономические радости
Четвертый месяц подряд индекс «Кофе с Молоком» продолжает свой рост, что вполне типично для осенних месяцев. По итогам ноября Индекс достиг отметки в 936 п.п., что на 1,7% больше октябрьского значения. Однако по сравнению с прошлогодним ноябрем было зафиксировано ощутимое сокращение Индекса на -6,3%. Месячный рост КсМ объясняется небольшим, но все же ростом цен и объемов покупки ингредиентов Индекса. При этом поводов для тревоги из-за годового снижения Кофе с Молоком тоже нет. Объемы покупки ингредиентов Индекс россияне не сокращают, но зато платят за простые удовольствия по более низким ценам. То есть гастрономические радости становятся доступнее для наших соотечественников. А вот москвичи, такое ощущение, сели на диету. В ноябре индекс Кофе с Молоком в столице остановился на отметке в 1089 п.п., что на -1,9% меньше, чем месяцем ранее. И относительно ноября прошлого года столичный КсМ тоже показал снижение на -5,6%. И в разрезе месяца, и года жители столицы существенно сократили объемы покупки составляющих индекса. Из всех простых удовольствий уверенно наращивает позиции только кофе.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Четвертый месяц подряд индекс «Кофе с Молоком» продолжает свой рост, что вполне типично для осенних месяцев. По итогам ноября Индекс достиг отметки 936 п.п., что на 1,7% больше октябрьского значения. То есть рост КсМ с лихвой обогнал месячную инфляцию в 0,2%. Однако по сравнению с прошлогодним ноябрем было зафиксировано ощутимое сокращение Индекса на -6,3 (см. Диаграмму 1). Что же случилось с индексом простых удовольствий?
Месячный рост КсМ объясняется небольшим, но все же ростом цен и объемов покупки ингредиентов Индекса. Так, за месяц подорожала вода на 1,6%, кофе – на 1,7%, шоколад – на 2%. Цена молока осталась неизменной относительно предыдущего месяца. И в объемах россияне за месяц купили больше воды на 2,5% и кофе – на 0,8%. Почти незаметно снизились объемы покупки молока на -0,9% и шоколада на -0,1%.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2017
А вот в разрезе года стоит отметить, прежде всего, снижение цены, особенно на дорогостоящие ингредиенты, как кофе и шоколад. Итак, за год подешевел кофе на -4,7%, шоколад - на -7% и молоко – на -1%. Прибавила в цене за год только вода – на 3,8%. В объемах же за год прибавили кофе (+0,7%) и шоколад (+3,7%), но снизились вода (-13,8%) и молоко (-2,7%).
Таки образом, поводов для тревоги из-за годового снижения Кофе с Молоком нет. Объемы покупки ингредиентов Индекс россияне не сокращают, но зато платят за простые удовольствия по более низким ценам. То есть гастрономические радости становятся доступнее для наших соотечественников.
А вот москвичи, такое ощущение, сели на диету. В ноябре индекс Кофе с Молоком в столице остановился на отметке в 1089 п.п., что на -1,9% меньше, чем месяцем ранее. И относительно ноября прошлого года столичный КсМ тоже показал снижение на -5,6% (см. Диаграмму 2). С чем же это связано?
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2017
В ноябре по сравнению с предыдущим месяцем москвичи сократили объемы покупки почти всех составляющих Индекса, кроме кофе. Так, за месяц жители столицы купили меньше воды на -6,6%, молока – на -6,3%, шоколада – на -12,5%. Кофе же прибавил в объемах покупки за месяц 3,1%. При этом цены на компоненты КсМ существенно не менялись. Ощутимо прибавила в цене только вода (+15,3%), остальные же ингредиенты показали ценовую динамику в диапазоне 0,5-1,2%. То есть их всех простых удовольствий в ноябре москвичи предпочли только кофе, что не смогло обеспечить общего роста Индекс.
В разрезе года ситуация выглядит аналогично, но в несколько более интенсивном формате. То есть за год москвичи показали более ощутимое сокращение объемов покупки все составляющих Индекса: воды – на -15,5%, молока – на -8,7%, кофе – на -4,4% и шоколада – на -1,5%. При этом за год в цене прибавили вода (+20,3%) и кофе (+3,1%), но подешевели молоко (-3,2%) и шоколад (-9,4%). Все эти факторы и привели к снижению КсМ в Москве.
И если в целом по стране можно объяснить снижение индекса Кофе с Молоком удешевлением его ингредиентов. То есть тяга россиян к простым удовольствиям не теряет своей актуальности, просто они становятся доступнее. Москвичи же в ноябре продемонстрировали настоящую потерю интереса к простым гастрономическим радостям, кроме кофе. Надеемся, что новогодние приготовления по традиции вернут жителям столицы радость простых удовольствий.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: