Возобновился тренд снижения покупательской активности

21 Марта 2012

 

В феврале потребительские расходы россиян номинально выросли по сравнению с февралем 2011 всего на 3%, с учетом инфляции - снизились

 

По данным исследовательского Холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в феврале 2012 снизились не только по сравнению с праздничным январем, но и по сравнению с февралем 2011.

Тренд снижения покупательской активности на рынках товаров повседневного спроса, отмечаемый осенью 2011 года и прерванный хорошими показателями января, возобновился.

В частности, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в феврале 2012 года снизились на 3% по сравнению с январем 2012. Само по себе это не выглядит катастрофично, поскольку февраль - месяц короткий, и подобные явления наблюдались и ранее. Хотя, надо заметить, что были и годы, когда февральские значения были даже на 1-2% выше январских (например, в 2011 году).

Больше настораживает, что рост уровня повседневных расходов в феврале по сравнению с февралем прошлого года в 2012 году оказался самым низким за весь период наблюдений – 3% (в предыдущие годы темп годового роста расходов в этом месяце достигал в среднем 20-30% - см. диаграмму 1). И это притом, что 2012 год високосный, и нынешний февраль на один день длиннее февраля 2011. Т.е. 3% номинального роста в феврале 2012 – в общем-то, результат чисто календарный.

С этой поправкой и с учетом инфляции можно говорить о том, что повседневные потребительские расходы в реальном выражении в феврале 2012 года снизились на 4-5% по сравнению с февралем 2011. За пять лет наблюдений такое происходит всего лишь третий раз. Первые два случая были зафиксированы в июле и августе 2010, когда аномальная жара в европейской части России оказала угнетающее воздействие на повседневные потребительские расходы.

Диаграмма 1. Индекс повседневных потребительских расходов в феврале.

Индекс повседневных потребительских расходов в феврале

100%= значение февраля предыдущего года

Источник: Холдинг Ромир Гэллап Интернешнл, февраль 2012

Возможно два объяснения полученных результатов. Первое – компенсация нестандартной январской активности потребителей. Декабрь 2011 года на рынке повседневных товаров сложился достаточно скромно. Предпраздничный рост расходов начался не со второй недели месяца, как обычно, а сконцентрировался на последней неделе. Зато январь 2012 продемонстрировал лучший результат за все пять лет наблюдений – см. предыдущий обзор. Потратившись в январе, потребители в феврале вернулись к режиму более экономичного поведения в феврале. К тому же в этом месяце за кошелек потребителей очень удачно боролись производители товаров длительного пользования. В частности, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса розничные продажи легковых автомобилей в феврале 2012 выросли по сравнению с февралем 2011 на 23%. Чего не ожидали даже сами производители и дилеры, чей прогноз роста на 2012 год в целом - +7,5% пока не пересматривается.

В пользу версии о более экономном и рациональном типе потребления в феврале 2012 свидетельствуют и данные по размеру среднего чека, который в этом месяце снизился на 3,5% по сравнению с январем 2012 и фактически вернулся на уровень февраля 2011 года.

Второе возможное объяснение – продолжение тренда снижения темпов развития потребительского рынка, впервые отмеченного в сентябре 2011 года. Есть ли основания говорить о продолжении данной тенденции, станет ясно по итогам следующих месяцев.

Диаграмма 2. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008-го года

Источник: Холдинг Ромир Гэллап Интернешнл, февраль 2012

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: