Расходы не растут — потребление снижается

2010-09-13

По последним данным исследований холдинга Ромир, расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в августе выросли на 8,5% по сравнению с июлем 2010 г. В то же самое время, в номинальном выражении расходы в августе 2010 г. оказались практически на том же самом уровне, что и в августе 2009. Аналогичная ситуация наблюдалась и в июле этого года. Таким образом, впервые за весь период наблюдений (с апреля 2007 г.) прервалась долгосрочная тенденция номинального роста текущих потребительских расходов. С учетом того, что цены на продукты питания и товары повседневного спроса за последние 12 месяцев возросли по различным оценкам на 6-8% можно с уверенностью констатировать, что летом 2010 г. произошло снижение объемов потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса.

Мы полагаем, что объяснение данному феномену дают 3 группы факторов. Первое – экстремальная жара, накрывшая в июле-августе большую часть территории страны и «выгнавшая» горожан на дачи и курорты. Второе - рост потребления товаров длительного пользования от одежды, мебели, климатической техники до автомобилей оттянул на себя часть бюджетных расходов российских потребителей. Стагнация, а в августе даже небольшое сокращение реальных потребительских доходов, заставила часть потребителей более экономно и рационально подойти к повседневным расходам.

График 1

Динамика затрат домохозяйств
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”*.

Размер среднего покупательского чека (продукты питания и товары повседневного спроса), уверенно снижавшийся с марта по июль, в августе вырос на 5-10% по сравнению с июлем текущего года. Это, отчасти, объясняется подготовкой к школе. Этот же фактор объясняет снижение доли продуктов питания в общем объеме текущего потребления (без крупных покупок и оплаты услуг) с 67% в июле до 61% в августе.

Сильнее других групп увеличил свои текущие потребительские расходы нижний средний класс. У этой группы за месяц рост расходов составил более 14%. Объяснить это, отчасти, можно экстремально высокими закупками круп и других продуктов питания, которые на волне поднявшего ажиотажа совершили представители этой доходной группы. Более обеспеченные россияне не делают запасов дешевых продуктов, так как их потребление ориентировано на другую ценовую нишу. А менее обеспеченные не имеют достаточного запаса свободных денежных средств для совершения масштабных приобретений продуктов питания.

График 2

Динамика стоимости среднего чека
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”*.

*Ромир – индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.
** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)